В.Ю. Лебединский — МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ПРИБАЙКАЛЬЯ

0
488

В.Ю. Лебединский - МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ПРИБАЙКАЛЬЯ

Д.м.н., профессор В.Ю. Лебединский: «Проведенные мониторинговые исследования позволили создать информационную базу формирования здорового образа жизни, а также разработать стандарты физического развития и физической подготовленности студентов для всех возрастных групп и уровня здоровья. Использование полученных результатов мониторинга позволяет внести коррективы и усовершенствовать учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию в вузе, а также провести оценку эффективности работы преподавателей по построению учебного процесса по дисциплине «физическая культура» и активизировать научную работу преподавателей и аспирантов».

 

Д.м.н., профессор В.Ю. Лебединский: «Проведенные мониторинговые исследования позволили создать информационную базу формирования здорового образа жизни, а также разработать стандарты физического развития и физической подготовленности студентов для всех возрастных групп и уровня здоровья. Использование полученных результатов мониторинга позволяет внести коррективы и усовершенствовать учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию в вузе, а также провести оценку эффективности работы преподавателей по построению учебного процесса по дисциплине «физическая культура» и активизировать научную работу преподавателей и аспирантов».

В.Ю. Лебединский - МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ПРИБАЙКАЛЬЯ

 

Неблагополучная медико-демографическая ситуация, недостаточно эффективно действующая система организации первичной медицинской помощи, рост соматической заболеваемости, широкое распространение вредных привычек и социально-негативных явлений являются обоснованием для проведения мониторинга физического развития и физической подготовленности населения всех возрастных групп.
Система мониторинга позволяет не только реально оценить своев-ременность и гармоничность физического развития, но и разрабатывать коррекционные программы, направленные на укрепление здоровья и улуч-шение показателей физической подготовленности молодежи.
В соответствии с Федеральной целевой программой «Молодежь России» (2002−2005 гг.), подпрограммой «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации» (2002−2005 гг.) и межведомственным соглашением «Об информационном взаимодействии Министерства здравоохранения РФ, Государственного комитета РФ по физической культуре, спорту и туризму, Министерства образования РФ в области социально-гигиенического мониторинга», на кафедре физической культуры НИ ИрГТУ организована научно-исследовательская лаборатория мониторинга физического здоровья студенческой молодежи. Мониторинг в вузе проводится с 2008 г. 2 раза в начале (сентябрь) и в конце (май) учебного года, что позволяет индивидуализировать педагогический процесс по предмету.
Сотрудниками кафедры разработан учебно-методический комплекс, вариативной частью которого является мониторинг физического здоровья студентов. Оценка физического развития проводится по следующим антропометрическим и физиометрическим показателям: длина и масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), динамометрия силы кистей рук.
Согласно поставленной цели, по общепринятой методике В.В. Бунака, с учетом требований НИИ антропологии Московского государственного университета (1982), а также с использованием методических рекомендаций «Физическое развитие и физическая подготовленность детей, подростков и молодежи» [7] проведены антропометрические измерения (длина и масса тела, окружность грудной клетки в покое) и функциональные пробы (ЖЕЛ, сила мышц кистей рук) у более 5 тыс. студентов НИ ИрГТУ. Измерения проводились утром в помещении кабинета врачебного контроля вуза, с соблюдением принципов добровольности, прав и свобод личности, гарантированных ст. 21 и 22 Конституции РФ.
Для оценки основных двигательных качеств студентов использовались тесты, разработанные Всероссийским научно-исследовательским институтом физической культуры [6]: челночный бег (дев., юн.) сек; бег 20 м с хода (дев.), 30 м с хода (юн.) сек; вис – девушки (сек), подтягивание – юноши (раз); подъем туловища (дев., юн.), раз; наклоны туловища (дев., юн.) см; прыжок в длину с места (дев., юн.) см; бег 5 мин (дев.,) м, 1000 м (юн) м,сек.
Характеристики уровня физического развития и физической подготовленности определялись по методу сигмальных отклонений c использованием среднего арифметического значения показателей (М) и среднеквадратичного отклонения (s). Выборка делилась на 5 сигма классов: М±0,67s–«среднее» значение показателей для выборки. Если они находятся в интервале от ±0,67s до ±1,34s, признак оценивался как «выше среднего» или «ниже среднего». Если данные выходят за пределы ±1,34s, признак оценивался как «высокий» или «низкий». В соответствии с рекомендациями и учетом нормального распределения изучаемых количественных признаков были использованы параметрические методы обработки полученного цифрового материала.
Использование мониторинговых исследований в сфере «физическая культура» позволяет: оценить исходный уровень физических и двигательных кондиций обучающихся; внести коррективы в построение учебного и учебно-тренировочного процессов; оценить успешность овладения студентами двигательными навыками; провести сравнительную характеристику физического здоровья у различных групп студентов (группа, курс, факультет, университет); выявить особенности состояния физического здоровья обучающихся в зависимости от разных медицинских групп здоровья; дать характеристику влияния занятий различными видами спорта на особенности физического развития и физической подготовленности студенческой молодежи; провести оценку эффективности работы преподавателей по построению учебного процесса по дисциплине «физическая культура».
Мониторинг физического здоровья подрастающего поколения является информационно-аналитической базой формирования здорового образа жизни, реализующегося через валеологическое воспитание.
Изучение динамики показателей физического здоровья студентов позволяет индивидуализировать учебно-тренировочный процесс по их физическому воспитанию, обеспечить дифференциацию процесса обучения предмету «Физическая культура», а также мониторинг физического развития и физической подготовленности студентов создает достаточную информационную базу для активизации научной работы преподавателей и аспирантов кафедры физической культуры. Так, за последние 5 лет профессорско-преподательским составом кафедры НИ ИрГТУ издано 12 монографий, опубликовано 38 статей в журналах по списку ВАК, 365 в прочих изданиях и сборниках.
Таким образом, результаты мониторинга физического здоровья молодежи является основанием для совершенствования учебно-тренировочного процесса по их физическому воспитанию, а также служит аналитической базой для валеологического образования студентов и активизирует научно-исследовательскую работу преподавателей и аспирантов, занятых в области физической культуры и спорта.

В.Ю. Лебединский (Россия, г.Иркутск)