Главной целью развития России на перспективу является достижение высоких стандартов благосостояния человека (Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р).
Развитие – это многомерный процесс, включающий глубокие изменения в технической, экономической, социальной и политической сферах. Анализ экономики развития позволяет поставить неудобные вопросы. Эффективно ли используется национальное богатство? Адаптировалось ли население к рыночной экономике? Эффективно ли функционирует та или иная организация, в т.ч. и спортивные объекты, физкультурно-спортивные сооружения (далее — ФСО)? Как сфера физической культуры и спорта (далее — ФКиС) в целом, а также ФСО, в частности, отвечают на вызовы новой экономики? Что им следует сделать сообща? Какова роль государства? Какова роль общественных и частных средств в развитии ФКиС? Будут ли внедряться механизмы «path dependence» (эффекта колеи)?
Главной целью развития России на перспективу является достижение высоких стандартов благосостояния человека (Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р).
Развитие – это многомерный процесс, включающий глубокие изменения в технической, экономической, социальной и политической сферах. Анализ экономики развития позволяет поставить неудобные вопросы. Эффективно ли используется национальное богатство? Адаптировалось ли население к рыночной экономике? Эффективно ли функционирует та или иная организация, в т.ч. и спортивные объекты, физкультурно-спортивные сооружения (далее — ФСО)? Как сфера физической культуры и спорта (далее — ФКиС) в целом, а также ФСО, в частности, отвечают на вызовы новой экономики? Что им следует сделать сообща? Какова роль государства? Какова роль общественных и частных средств в развитии ФКиС? Будут ли внедряться механизмы «path dependence» (эффекта колеи)?
Если рассматривать взаимодействие основных направлений экономики развития — теории роста (кейнсианское, неоклассическое, институциональное, леворадикальное), то уже в конце ХХ в. большое внимание стало уделяться или оказала особенно большое воздействие на экономическое развитие — теория человеческого капитала (новые технологии стали результатом труда уже не «талантливых жестянщиков», а «высоколобых интеллектуалов»). Важнейшими его признаками (среди прочих) можно считать: реализацию здорового образа жизни, высокий технологический уровень, в том числе и физкультурно-спортивных (далее – ФС) услуг; социальную защищенность.
В конечном счете, качество жизни человека является целью экономики. В то же время человек — это основной ресурс экономики Человеческий капитал (далее – ЧК) – это имеющийся у человека запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые содействуют росту его производительности труда и влияют на рост доходов. Рост ЧК — это следствие увеличения инвестиций в человека. Страна, не умеющая развивать знания и способности людей, обречена на провал.
Таким образом, знания и информация, здоровый образ жизни становятся стратегическими ресурсами. Здесь велика роль ФКиС, главнейшими функциями которых являются: развитие и укрепление внутренних ресурсов человека, в том числе его здоровья, воспитание подрастающего поколения, физическая рекреация, социализация личности и т.д. Другими словами, ФКиС способствуют росту ЧК, они воздействуют на самого человека через предоставление ФС услуг, спортивной продукции, а ФСО также должны обеспечивать качественные места занятий, отвечающие архитектурно-планировочным, конструктивным, спортивно-технологическим, санитарно-гигиеническим, пожарным требованиям и, самое важное, требованиям безопасности. Тем важнее становится обеспечение их эффективной работы, которая без решения проблем менеджмента качества не может быть решена.
Что же такое качественно управление? Это управление, при котором организация (ФСО) достигает хорошие финансовые результаты только тогда, когда потребитель удовлетворен. В условиях формирования рынка ФС услуг конкурентное преимущество получает та ФСО, которая знает о реальных, а не нормативных потребностях и платежеспособных возможностях населения для определения собственного сегмента рынка относительно видов и объемов ФС услуг, формируя оптимальные соотношения их цены и качества. Ведь в настоящее время ФСО обречены работать в условиях быстроразвивающегося рынка, который характеризуется: отсутствием «правил игры», т.к. неизвестно, кто будет доминировать; неустойчивым качеством услуги; отсутствием ограничений для вхождения на рынок; выжиданием потребителей из-за процесса адаптации к новым предложениям и неустойчивости характеристик самих услуг; возможными издержками на этапе завоевания рынка (продвижения).
ФСО должны формировать в своей стратегической политике конкурентные преимущества своей организации, исходя из следующих принципов: обеспечение низкой себестоимости и цены предлагаемых услуг; уникальности услуг, их высокого качества и сервисного обеспечения; комплексного обслуживания сегмента рынка; опережение конкурентов за счет более мобильной и качественной системы управления и др.
Другими словами, значимым ключевым механизмом приобретения конкурентных преимуществ является внедрение в ФСО адаптированной к условиям ФКиС системы непрерывного улучшения качества в соответствии с международными стандартами ИСО- ISO (от греческого слова isos – равный), ОРSAS, SA, GMP, предусматривающими оптимизацию процессного подхода к управлению деятельностью организаций и предприятий в интересах потребителя. К сожалению, на данный момент понятие терминов «менеджмент качества», «управление процессами» при оказании ФС услуг в нашей стране находится на недостаточном уровне.
Мировой рынок достаточно четко регулируется и государством, и самим бизнес — сообществом, и основными участниками (потребителями). Методы регулирования при этом — прямые и косвенные. Для стран – членов ВТО действует механизм косвенного регулирования, основанный на стандартах качественного управления, — стандартах, направленных на обеспечение гарантий качества, повышение эффективности и снижение рисков. Сейчас, когда Россия вступила в ВТО, вопросы качества продукции и повышения конкурентоспособности отечественных предприятий и организаций приобретают особое значение, поскольку переход от прямого регулирования (лицензирования, обязательной сертификации) к косвенному, требует от государства большей гибкости, а от самих организаций — поворота к интересам и пожеланиям потребителя (в нашем случае в интересах спортсменов и занимающихся физической культурой).
Составными частями системы менеджмента качества (далее – СМК) являются: разработка политики организации и целей в области качества, планирование, управление, обеспечение, улучшение качества, а в сфере ФКиС также учет международных правил и требований по видам спорта и технических рекомендаций международных спортивных федераций и объединений к ФСС и местам проведения соревнований.
Руководителям ФСО при внедрении СМК следует учитывать и разрабатывать: методическое обеспечение (принципы оценки качества), подходы и порядок проведения оценки качества (идентификация, определение состава показателей, определение эталонных (регламентированных) значений показателей, сбор данных (проведение испытаний), определение степени выполнения нормативов и др. Одной из основных составляющих при этом является установление соответствия фактического уровня качества продукции и/или услуг регламентированному, как внутренними документами ФСО, так и отраслевыми, федеральными нормативными документами и рекомендациями международных организаций. То же относится и к объектам спорта, в том числе ФСС. Важнейшим элементом в этом процессе является наличие показателей и нормативов, которые позволяют реализовать, среди прочих возможностей (проведение внутреннего аудита качества, разработку стандартов ФСС и т.п.), внедрение системы сертификации.
Здесь уместно отметить особенности СМК, в том числе механизма технического регулирования в сфере ФКиС, которые определяются отсутствием национальных стандартов и системы показателей качества ФС услуг и, практически, по спортивной продукции. Отсутствуют и национальные стандарты и своды правил по ФСС. Нет также массовой разработки стандартов физкультурно-спортивных организаций и как следствие — использования в них прогрессивных спортивных технологий. Нормативно-правовая база требует коррективов, дополнений и изменений по регулированию правоотношений, возникающих при проведении массовых физкультурных и спортивно-зрелищных мероприятий между органами исполнительной власти и местного самоуправления, организаторами, администрацией спортивных объектов, с одной стороны, и зрителями, либо участниками, с другой. При этом следует отметить, что производимые товары в сфере ФКиС отличаются большим разнообразием, достаточно высокой сложностью и большой кооперацией, участвующих в их создании предприятий, и могут представлять при оказании ФС услуг опасность для жизни и здоровья человека, спортсмена, его имущества, физкультурно-спортивных сооружений или окружающей среды; ряд ФСС и других объектов отличаются сложными техническими условиями эксплуатации (трамплины, санно-бобслейные сооружения, плавательные бассейны, стрельбища и т.д.) и высоким уровнем неопределенности влияния внешних воздействующих факторов.
Таким образом, можно констатировать, что добровольная сфера технического регулирования (сертификации), по существу развивается недостаточными темпами.
Следует отметить, что в соответствии с ФЗ от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 28.09.2010) «О техническом регулировании»» подтверждение соответствия осуществляется различными организациями, зарегистрированными в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию (глава 4, ст.18-22 указанного ФЗ). В Единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации включено около 15 систем добровольной сертификации в области ФКиС, в том числе около 10 по сертификации ФСС. К сожалению, отсутствие нормативной базы мешает им полноценно работать. Одной из немногих систем добровольной сертификации, которая успешно работает – это система добровольной сертификации футбольных стадионов Российского футбольного союза (далее – РФС), которая содействует решению проблемы безопасности и качественного предоставления услуги, в частности, при проведении футбольных матчей на стадионах, играя значительную роль в оптимизации управления.
В заключение, можно сделать следующие выводы.
Важнейшей стратегической задачей, как в целом страны, так и организаций (в т.ч. и ФСО), расширяющих их возможности и повышающие эффективность, является оценка качества услуг, предоставляемых населению, и производство качественной спортивной продукции.
Органы исполнительной власти в области ФКиС и технического регулирования, саморегулируемые организации могли бы (должны) содействовать:
— внедрению и совершенствованию СМК, обеспечивая разработку показателей качества, в первую очередь национальных стандартов, а также (по согласованию) стандартов и технических регламентов Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества;
— созданию условий для деятельности ФСО, предприятий, ФСС, учреждений и предпринимателей на едином пространстве Российской Федерации;
— потребителям в компетентном выборе спортивных товаров и ФСуслуг;
— защите занимающихся физической культурой и спортсменов (потребителя, клиента) от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
— контролю безопасности спортивных товаров и физкультурно-спортивных услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества.
Так, Минспорт России в рамках проведения научно-исследовательских работ обеспечил разработку Концепции технического регулирования и стандартизации в сфере ФКиС, но, исследовав основные положения системы технического регулирования (сертификации и стандартизации), к сожалению, в дальнейшем эти работы (разработку национальных стандартов) не продолжил. Нужны новые механизмы для инновационного развития отрасли.
к.э.н. Аристова Л.В.
вице-президент Федерации спортивных менеджеров России,
Россия, г. Москва