Сокольская Н.: «ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ»

0
290

\"\"Проблемы здоровья народа Казахстана в последние годы приобретают исключительно важное значение, в силу следующих причин. Состояние здоровья, физическое развитие и подготовленность молодежи не соответствует требованиям современной жизни. Официальная статистика свидетельствует о том, что число студентов, имеющих серьезные отклонения в состоянии здоровья составляют 30-33% от общего числа обучающихся.      Развитие демократических основ казахстанского общества, прекращение деятельности ранее функционирующих детских и молодежных организаций (пионерской, комсомольской), клубных объединений привело в последние годы к образованию новых детских и молодежных объединений. Эти процессы происходят как на республиканском, так и областном уровнях.

 

В нашем государстве впервые принят Закон \»Об общественных объединениях\». Это способствовало появлению разнообразных детских и юношеских общественных физкультурно-спортивных и других объединений в образовательных учреждениях, по месту жительства, активному поиску и созданию вариативных программ их деятельности. 

\"\"

Проблемы здоровья народа Казахстана в последние годы приобретают исключительно важное значение, в силу следующих причин. Состояние здоровья, физическое развитие и подготовленность молодежи не соответствует требованиям современной жизни. Официальная статистика свидетельствует о том, что число студентов, имеющих серьезные отклонения в состоянии здоровья составляют 30-33% от общего числа обучающихся.      Развитие демократических основ казахстанского общества, прекращение деятельности ранее функционирующих детских и молодежных организаций (пионерской, комсомольской), клубных объединений привело в последние годы к образованию новых детских и молодежных объединений. Эти процессы происходят как на республиканском, так и областном уровнях.

В нашем государстве впервые принят Закон \»Об общественных объединениях\». Это способствовало появлению разнообразных детских и юношеских общественных физкультурно-спортивных и других объединений в образовательных учреждениях, по месту жительства, активному поиску и созданию вариативных программ их деятельности.

Современное детское и молодежное общественное движение состоит из союзов, созданных по профессиональному признаку и по интересам. Возникают новые движения такой направленности, например, спартианское движение.  Заметную роль играют детские и молодежные физкультурно-спортивные объединения, возникающие на сегодняшний день стихийно для самоутверждения и самозащиты, реализации своих интересов и запросов.   

Стремительность переходного периода привела к существенным изменениям в системе деятельности физкультурно-спортивного, детско-юношеского движения. Отказ от изживших себя систем, форм их деятельности, оказывающий положительное влияние, привел в то же время к отрицательным явлениям. В первую очередь, к неопределенности как в структуре названных движений, так и в создании механизмов организации их деятельности.

 Сфера физической культуры, спорта и туризма, детско-юношеского досуга все в большей мере становится объектом коммерческой деятельности. Она все менее доступна, особенно в крупных городах, для учащейся молодежи из малообеспеченных семей и даже среднеобеспеченных. Это ведет к сокращению возможностей детей и подростков, их семей для избрания видов деятельности во внеурочное время, способствующих творческому и всестороннему развитию их личности.

Наблюдается большая неравномерность в организации детско-юношеских объединений по территории Казахстана. В настоящее время охват детей и подростков различными формами самоорганизации и самоуправления по сравнению с 1985 г. снизился во много раз. Такая тревожная тенденция не позволяет в полной мере осуществлять взаимодействия государственных структур, детских и молодежных объединений. 

Но, как показывает анализ, вновь созданные детско-юношеские организации и объединения соответствующей роли в современном обществе, в удовлетворении социальных задач формирования здорового образа жизни пока не играют. У многих руководителей государственных структур, педагогов отсутствует широкое представление о детско-юношеских физкультурно-спортивных объединениях, организациях об их общественном статусе, лидерах и руководителях, о степени самостоятельности и независимости, о характере отношений с государственными учреждениями и т.д. В них не всегда видят партнера в совместной деятельности. Это тормозит процессы развития детско-юношеского физкультурно-спортивного движения. В результате уменьшаются ряды реальных и потенциальных его организаторов. Отсутствует система обеспечения школ инвентарем, оборудованием, спортивной формой. В регионах недостаточно внимания уделяется разработке и осуществлению комплексных программ по опорным видам спорта, несущим ярко выраженную оздоровительную направленность: легкой атлетике, лыжным гонкам, игровым видам спорта.

Ясно, что любое общественное движении, в том числе и детско- юношеское физкультурно- спортивное, несущее общенациональное и социальное значение должно быть подкреплено на уровне региональной политики инициативами  местных исполнительных органов, общественных организаций и партий, учебных заведений в частности.

В Актюбинской области и в теории, и на практике делаются значительные шаги в реализации спортивно- массовой политики.

Так например общественное физкультурно- спортивное объединение стало развиваться и плодотворно действовать в области с 2005 года при поддержки областного управления образования.

  Понимая высокий гуманистический, социально-культурный потенциал так называемого \»спорта для всех\», т.е. разнообразных форм двигательной активности и спортивных соревнований, имеющих целью укрепление здоровья людей, их отдых, развлечение, общение и т.п. в каждом учебном заведении было введено 24 спортивно- массовых мероприятия, проводимые в течении учебного года. Для поднятия материально- технической базы учебных заведений 80% членских  взносов остается в коллективах.

Решая проблему проведения спортивных секции,й внеклассных спортивно- массовых мероприятий, местным исполнительным органам рассмотрена и введена (согласно выписке из протокола заседания правительства РК №20 от 10.07.2007г.) ставка инструктора физической культуры и спорта.

  В данный период ведется работа по реконструкции и строительству спортивных площадок. Проводится работа по подготовке приспособленных помещений, что необходимо при проведении не только спортивно- массовых мероприятий, но и третьего часа физкультуры, а также введения раздельного обучения. В каждом районе определены опорные школы, на базе которых проводятся районные и областные соревнования и турниры, а также методические семинары и заседания, совместно с региональным научно- практическим центром физической культуры и спорта. 

Надо отметить возросший интерес учащихся к активным занятиям физической культуры и спорта, ведения здорового образа жизни, что свидетельствует улучшению выполнения учебной программы по всем разделам, активизация работы спортивных секций, внешкольных мероприятий и других массовых соревнований.

По результатам  за последние 5 лет:

 

Общее количество школ и спортивных залов.

Годы

Всего школ

Наличие спортивного зала

% от общего кол-ва школ

Приспособленные помещения

Начало уч.года

1

2007-2008уч.г

472

294

62%

 

72

2

2008-2009уч.г

466

294

63%

72

3

2009-2010уч.г

462

299

65%

70

4

2010-2011уч.г

454

303

67%

70

5

2011-2012 уч.г

449

304

67,7%

68

6

2012-2013уч.г

445

303

68%

59

 

Спортивно-игровые площадки (легкоатлетический сектор, площадки для волейбола, баскетбола, футбола, нестандартное гимнастическое оборудование).

Годы

Всего школ

Спортплощадки

 

На селе

 

2007-2008уч.г

472

325 -68,8%

267

2008-2009уч.г

466

327 – 70%

284

2009-2010уч.г

462

328 – 71%

269

2010-2011уч.г

454

350 – 77%

290

2011-2012 уч.г

449

418 – 93%

354