Проблемы здоровья народа Казахстана в последние годы приобретают исключительно важное значение, в силу следующих причин. Состояние здоровья, физическое развитие и подготовленность молодежи не соответствует требованиям современной жизни. Официальная статистика свидетельствует о том, что число студентов, имеющих серьезные отклонения в состоянии здоровья составляют 30-33% от общего числа обучающихся. Развитие демократических основ казахстанского общества, прекращение деятельности ранее функционирующих детских и молодежных организаций (пионерской, комсомольской), клубных объединений привело в последние годы к образованию новых детских и молодежных объединений. Эти процессы происходят как на республиканском, так и областном уровнях.
В нашем государстве впервые принят Закон \»Об общественных объединениях\». Это способствовало появлению разнообразных детских и юношеских общественных физкультурно-спортивных и других объединений в образовательных учреждениях, по месту жительства, активному поиску и созданию вариативных программ их деятельности.
Проблемы здоровья народа Казахстана в последние годы приобретают исключительно важное значение, в силу следующих причин. Состояние здоровья, физическое развитие и подготовленность молодежи не соответствует требованиям современной жизни. Официальная статистика свидетельствует о том, что число студентов, имеющих серьезные отклонения в состоянии здоровья составляют 30-33% от общего числа обучающихся. Развитие демократических основ казахстанского общества, прекращение деятельности ранее функционирующих детских и молодежных организаций (пионерской, комсомольской), клубных объединений привело в последние годы к образованию новых детских и молодежных объединений. Эти процессы происходят как на республиканском, так и областном уровнях.
В нашем государстве впервые принят Закон \»Об общественных объединениях\». Это способствовало появлению разнообразных детских и юношеских общественных физкультурно-спортивных и других объединений в образовательных учреждениях, по месту жительства, активному поиску и созданию вариативных программ их деятельности.
Современное детское и молодежное общественное движение состоит из союзов, созданных по профессиональному признаку и по интересам. Возникают новые движения такой направленности, например, спартианское движение. Заметную роль играют детские и молодежные физкультурно-спортивные объединения, возникающие на сегодняшний день стихийно для самоутверждения и самозащиты, реализации своих интересов и запросов.
Стремительность переходного периода привела к существенным изменениям в системе деятельности физкультурно-спортивного, детско-юношеского движения. Отказ от изживших себя систем, форм их деятельности, оказывающий положительное влияние, привел в то же время к отрицательным явлениям. В первую очередь, к неопределенности как в структуре названных движений, так и в создании механизмов организации их деятельности.
Сфера физической культуры, спорта и туризма, детско-юношеского досуга все в большей мере становится объектом коммерческой деятельности. Она все менее доступна, особенно в крупных городах, для учащейся молодежи из малообеспеченных семей и даже среднеобеспеченных. Это ведет к сокращению возможностей детей и подростков, их семей для избрания видов деятельности во внеурочное время, способствующих творческому и всестороннему развитию их личности.
Наблюдается большая неравномерность в организации детско-юношеских объединений по территории Казахстана. В настоящее время охват детей и подростков различными формами самоорганизации и самоуправления по сравнению с 1985 г. снизился во много раз. Такая тревожная тенденция не позволяет в полной мере осуществлять взаимодействия государственных структур, детских и молодежных объединений.
Но, как показывает анализ, вновь созданные детско-юношеские организации и объединения соответствующей роли в современном обществе, в удовлетворении социальных задач формирования здорового образа жизни пока не играют. У многих руководителей государственных структур, педагогов отсутствует широкое представление о детско-юношеских физкультурно-спортивных объединениях, организациях об их общественном статусе, лидерах и руководителях, о степени самостоятельности и независимости, о характере отношений с государственными учреждениями и т.д. В них не всегда видят партнера в совместной деятельности. Это тормозит процессы развития детско-юношеского физкультурно-спортивного движения. В результате уменьшаются ряды реальных и потенциальных его организаторов. Отсутствует система обеспечения школ инвентарем, оборудованием, спортивной формой. В регионах недостаточно внимания уделяется разработке и осуществлению комплексных программ по опорным видам спорта, несущим ярко выраженную оздоровительную направленность: легкой атлетике, лыжным гонкам, игровым видам спорта.
Ясно, что любое общественное движении, в том числе и детско- юношеское физкультурно- спортивное, несущее общенациональное и социальное значение должно быть подкреплено на уровне региональной политики инициативами местных исполнительных органов, общественных организаций и партий, учебных заведений в частности.
В Актюбинской области и в теории, и на практике делаются значительные шаги в реализации спортивно- массовой политики.
Так например общественное физкультурно- спортивное объединение стало развиваться и плодотворно действовать в области с 2005 года при поддержки областного управления образования.
Понимая высокий гуманистический, социально-культурный потенциал так называемого \»спорта для всех\», т.е. разнообразных форм двигательной активности и спортивных соревнований, имеющих целью укрепление здоровья людей, их отдых, развлечение, общение и т.п. в каждом учебном заведении было введено 24 спортивно- массовых мероприятия, проводимые в течении учебного года. Для поднятия материально- технической базы учебных заведений 80% членских взносов остается в коллективах.
Решая проблему проведения спортивных секции,й внеклассных спортивно- массовых мероприятий, местным исполнительным органам рассмотрена и введена (согласно выписке из протокола заседания правительства РК №20 от 10.07.2007г.) ставка инструктора физической культуры и спорта.
В данный период ведется работа по реконструкции и строительству спортивных площадок. Проводится работа по подготовке приспособленных помещений, что необходимо при проведении не только спортивно- массовых мероприятий, но и третьего часа физкультуры, а также введения раздельного обучения. В каждом районе определены опорные школы, на базе которых проводятся районные и областные соревнования и турниры, а также методические семинары и заседания, совместно с региональным научно- практическим центром физической культуры и спорта.
Надо отметить возросший интерес учащихся к активным занятиям физической культуры и спорта, ведения здорового образа жизни, что свидетельствует улучшению выполнения учебной программы по всем разделам, активизация работы спортивных секций, внешкольных мероприятий и других массовых соревнований.
По результатам за последние 5 лет:
Общее количество школ и спортивных залов.
№ |
Годы |
Всего школ |
Наличие спортивного зала |
% от общего кол-ва школ |
Приспособленные помещения |
Начало уч.года |
|||||
1 |
2007-2008уч.г |
472 |
294 |
62% |
72 |
2 |
2008-2009уч.г |
466 |
294 |
63% |
72 |
3 |
2009-2010уч.г |
462 |
299 |
65% |
70 |
4 |
2010-2011уч.г |
454 |
303 |
67% |
70 |
5 |
2011-2012 уч.г |
449 |
304 |
67,7% |
68 |
6 |
2012-2013уч.г |
445 |
303 |
68% |
59 |
Спортивно-игровые площадки (легкоатлетический сектор, площадки для волейбола, баскетбола, футбола, нестандартное гимнастическое оборудование).
Годы |
Всего школ |
Спортплощадки |
На селе |
|
|||
2007-2008уч.г |
472 |
325 -68,8% |
267 |
2008-2009уч.г |
466 |
327 – 70% |
284 |
2009-2010уч.г |
462 |
328 – 71% |
269 |
2010-2011уч.г |
454 |
350 – 77% |
290 |
2011-2012 уч.г |
449 |
418 – 93% |
354 |