Туревский И.М.: «МОДЕРНИЗАЦИЯ ФОРМЫ РАБОТЫ КАФЕДР ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СО СТУДЕНТАМИ НЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ПРОФИЛЯ»

0
283

\"\"На кафедре физического воспитания Тульского ГПУ им. Л.Н. Толстого проведён мониторинг физического, социального, психического и духовного состояния студентов других факультетов, поиска взаимосвязей и взаимовлияния друг на друга этих сторон развития. Ими создавались отдельные модули программы, позволяющие: проводить регистрацию всех параметров субъектов: осуществлять отдельные виды психолого-педагогического тестирования; накапливать, хранить и анализировать информацию, полученную при исследовании отдельных функциональных систем организма; формулировать общее заключение по результатам обследования.

\"\"

На кафедре физического воспитания Тульского ГПУ им. Л.Н. Толстого проведён мониторинг физического, социального, психического и духовного состояния студентов других факультетов, поиска взаимосвязей и взаимовлияния друг на друга этих сторон развития. Ими создавались отдельные модули программы, позволяющие: проводить регистрацию всех параметров субъектов: осуществлять отдельные виды психолого-педагогического тестирования; накапливать, хранить и анализировать информацию, полученную при исследовании отдельных функциональных систем организма; формулировать общее заключение по результатам обследования.

Поскольку ставить сегодня вопрос об ограничении возрастающего функционального напряжения в процессе обучения студентов нереально, необходимо было научить студентов не физкультурных специальностей здоровому образу жизни, создать необходимый оптимум деятельности.

Эти проблемы в настоящее время особенно важны в быстроменяющемся мире, где студенты постоянно вынуждены находиться в ситуации выбора, принятия решения и адаптации к учебной деятельности, экономическим, политическим, социальным и экологическим условиям. Помочь им в этом может система специального обучения дифференциальным траекториям, направленным на развитие личностной активности, способности самостоятельного принятия решения и самореализации.

Исследовательский проект включал изучение:

1.социологических данных; индекса здоровья;

2.душевного благополучия; физического самочувствия;

3.двигательной подготовленности (5 тестов); личностной установки;

4.интра- и экстрадиагностики, успеваемости по всем предметам.

Характер работы опытных групп был обусловлен уровнем развития двигательных качеств.

Подгруппы формировались следующим образом:

-по уровню развития «отстающих» двигательных качеств;

по уровню развития «ведущих» двигательных качеств;

по спортивным специализациям с учетом уровня развития «ведущих» двигательных качеств; контрольная;

Во вновь сформированных подгруппах разрабатывался новый учебный план. В основу этого плана были положены различные для каждой подгруппы средства и методы, целенаправленно развивающие необходимые физические качества и формирующие двигательные навыки. В подгруппах «А» и «Б» на каждом занятии 70% времени отводилось этой работе. Оставшиеся 30% были направлены на прохождение программного материала и развитие остальных двигательных качеств. Естественно, что в подгруппе «Б» работа по совершенствованию ведущих качеств велась с большей интенсивностью, чем в подгруппе «А».

В подгруппе «В» время, отводимое на развитие качеств, последовательно уменьшалось, а на специализацию — увеличивалось.

Контрольная группа «Г» занималась по вузовской программе с уклоном в подготовку по существующим нормативам на I курсе и по спортивным специализациям на II курсе (Физическое воспитание, программа для ВУЗов, 2004).

Подгруппа «А» разделялась на три отделения:

с преимущественным отставанием в развитии выносливости;

с преимущественным отставанием в развитии быстроты и скоростно-силовых качеств;

с преимущественным отставанием в развитии всех двигательных качеств.

В подгруппах «Б» и «В» также формировалось три отделения, но основными признаками развития являлись не «отстающие», а «ведущие» двигательные качества каждого студента.

В основу планирования для каждой из сформированных групп на всех этапах занятий подбирались средства и методы, которые целенаправленно развивают необходимые (отстающие или ведущие) физические качества и формировались навыки.

После двух лет работы по предложенной (схематично) программе принимались во внимание результаты не всех контрольных испытаний, а лишь двух интегративных показателя: процент студенток, сдавших или вплотную приблизившихся к сдаче нормативов программы, и процент студенток, продолжающих заниматься физическим воспитанием факультативно на старших курсах. Этими показателями оценивалась главная задача воспитания необходимости и убежденности в действенности физического воспитания среди студенток.

Результаты работы, проведенной на кафедре физического воспитания (2010-2012гг.), показали, что в подгруппе «А» сдали учебные нормативы 68% студенток, в подгруппе «Б» — 69% и в подгруппе «В» — 72%. В подгруппе «Г» лишь 27% студенток сдали нормы учебной программы.

Второй интегративный показатель более интересен. Так, факультативные занятия по физическому воспитанию на старших курсах из подгруппы «А» посещали 12% студенток, из подгруппы «Б» – 27%, из подгруппы «В» — 60%, из контрольной группы «Г» — 30%.

Таким образом, для подготовки по государственным стандартам (нормативам программы) способ формирования учебных групп в основных отделениях женского контингента принципиального значения не имеет, однако в целях привития потребности в систематических занятиях физической культурой комплектование по способу подгруппы «В» имеет бесспорное преимущество.

Результаты исследований показали, что социальные данные (место жительства, происхождение, семья, тип школы) положительно взаимосвязаны с индексом здоровья, физическим самочувствием, самооценкой и успеваемостью по психолого-педагогическим дисциплинам. Студенты, закончившие инновационные школы, имеют низкие показатели по физической подготовленности. Выпускники сельских школ – низкую самооценку, оценку сокурсников и удовлетворительную успеваемость.

Показатели физической подготовленности тесно взаимосвязаны с физическим самочувствием, самооценкой и оценкой сверстников. Остальные показатели социокультурного здоровья (душевное благополучие, социальное здоровье и др.) имеют положительные взаимосвязи с составляющими интра-диагностики и успеваемостью; отрицательные с результатами экстра-диагностики.

Студенты с высоким уровнем душевного благополучия имеют низкие показатели самооценки и успеваемости в предметном блоке специальности (R = -0,7). Личностные установки студентов (такие свойства как автократизм, демократизм, либерализм) имеют взаимосвязи с некоторыми показателями  экстра-диагностики.

Полученные данные позволяют в какой-то мере решать проблему нахождения оптимальных механизмов самореализации студента, как биосоциальной системы, в индивидуальной траектории обучения.

Следует отметить, что основная масса студентов считает здоровый образ жизни (ЗОЖ) основополагающим для жизнедеятельности, в профессиональной и личностной самореализации. Однако эта ценность является скорее декларируемой, так как многие имеют низкую физическую подготовленность, не соблюдают элементарных норм ЗОЖ. В этой связи на занятиях по физическому воспитанию была формирована новая парадигма – здоровье как общественная и индивидуальная (отношение студента к самому себе) ценность, обеспечивающая успехи и благополучие на всех уровнях.

Таким образом, в результате социально-педагогического поиска показано, что физическая культура в общем плане помогла решать практические задачи с ориентацией на выявление и практическую реализацию биосоциального потенциала студента, его способности к самореализации. В частности, организация физического воспитания через дифференцированные группы к индивидуальным траекториям уже находят свое применение в нашем университете.

Данные комплексных исследований позволили студенткам не физкультурного профиля предложить ряд педагогических условий, способствующих оптимизации обучения без ухудшения здоровья.

Для всех студентов – демократический подход к занятиям по физическому воспитанию (выбор физкультурно-спортивного вида деятельности, педагога, средств, времени занятий).

Для студентов, закончивших инновационные учебные заведения, избранными ими средствами – повышение физических кондиций с опорой на ведущие (наиболее развитые) качества.

Для студентов с интровертированной направленностью личности – основные средства спортивные игры и групповые (командные) виды физкультурно-спортивной деятельности.

Для студентов с низкой самооценкой – демонстрация положительной динамики в результатах физкультурной деятельности (желательно в показателях силы и выносливости).

При организации занятий необходимо найти пути активизации внутренних побуждений человека к занятиям физической культурой. Каждый человек в соответствии с индивидуальными особенностями своей соматической и нервно-психической организации способен успешно выполнять какой-то определенный комплекс движений и двигательных действий. Успешное выполнение этих действий вызывает у него гамму положительных эмоциональных состояний, которые выступают условием упрочения и стабилизации действий и приемов их исполнения. Содержание занятий необходимо планировать так, чтобы индивидуально привлекательные формы и средства физической активности человека служили при их выполнении условием всестороннего развития личности.

Центральным понятием в содержании данного предположения является мотивация

Какие же изменения в мотивационной сфере и системе отношений личности происходят в результате занятий, построенных по новым организационным принципам (подгруппа «В»)?

Результаты анализа и систематизации данных, полученных в ходе анкетного опроса и бесед со студентами в начале года и после его окончания. Этот материал позволяет судить о характере изменений в системе актуальных потребностей личности.

В начале эксперимента доминирующими мотивами занятий по физической культуре выступают желание получить зачет по физическому воспитанию, стремление сделаться физически красивым, достичь высокого уровня физического развития. Эти побуждения можно условно назвать мотивами прагматическими, эстетическими и спортивного честолюбия. Полученные данные свидетельствуют о том, что эти мотивы остаются достаточно действенными и в конце года, однако доминирующую роль начинают играть стремление хорошо выступить за честь группы, факультета и желание выполнять физические упражнения. Эти побуждения могут быть условно названы мотивами коллективистской направленности и функционального удовольствия. Появление этих побуждений является важным показателем успешности проводимой работы. Во-первых, происходит смещение мотивации на тренировочную и спортивную деятельность, а во-вторых, более существенную роль стали играть социально значимые мотивы. Воспитывающий эффект занятий выражается прежде всего в становлении направленности личности и формировании специфических мотивов занятиями физической культурой.

Перестройка мотивационной сферы личности привела к более глубокому осознанию студентками других сторон своей спортивной деятельности. Так, они пришли к правильному пониманию причин, объективно мешающих успешному достижению поставленных целей. С 2,6 до 8% увеличилось число студенток, указавших на отсутствие привычки к систематическим занятиям физической культурой как на фактор, мешающий добиться им успехов в использовании средств физической культуры для своего развития. С другой стороны, с 20 до 32% увеличилось число студентов, которые не выделяют определенных причин, мешающих им добиться высших показателей. Это явление — следствие двух основных причин. Первая заключается в функциональных возможностях организма, вторая — в переоценке своего отношения к физической культуре в целом.

         Резюме. Специальная индивидуализированная подготовка студенток, отнесенных к основной медицинской группе, строго спланированная и направленная на совершенствование «ведущих» двигательных качеств и развитие отстающих навыков в условиях использования «любимых» средств, не только помогает сдать или вплотную приблизиться к выполнению государственных стандартов по физическому воспитанию, но и дает большой функциональный сдвиг в организме студенток.

Формирование групп по специализациям и работа в этих группах по совершенствованию ведущих качеств создает положительную мотивацию в спортивно-воспитательной деятельности и оптимизирует физическую подготовку, вырабатывает у студенток социально значимые и функциональные мотивы спортивной деятельности.

Двухлетний эксперимент подтвердил наши предположения. При повышении общего уровня проявлений социокультурного здоровья, студентки, с которыми проводился эксперимент, быстрей адаптировались к стрессовым ситуациям, у них стала выше успеваемость, появилась потребность в занятиях различного вида физкультурно-спортивной деятельности.

И.М. Туревский

Россия, г. Тула «Тульский государственный педагогический

университет им. Л.Н.Толстого»