Ширяев В.Н.: «ОПЫТ СПОРТИВНОГО ОСВОЕНИЯ ГОРНЫХ РЕК КАК ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ВОЕННЫХ ЦЕЛЯХ»

0
399

\"\"Обширные пространства Евразиатского континента представлены  разными по площадным, высотным и возрастным параметрам горными сооружениями, со свойственной им труднодоступностью. Но это не исключает возможности возникновения на этих территориях внутренних и межгосударственных вооруженных конфликтов, которые могут возрастать до широкомасштабных военных действий. Решительность целей и большой пространственный размах разных по видам и масштабам боевых операций требуют устойчивого тылового обеспечения, поиска новых приемов и способов подвоза материальных средств войскам в условиях незначительной плотности наземных транспортных коммуникаций.

 

Военно-географический анализ горных систем азиатской части Альпийско-Гималайского складчатого пояса, гор Южной Сибири и Дальнего Востока показывает, что для них характерны сложные физико-географические условия, слабое в оперативном отношении оборудование территорий, разряженная сеть автомобильных дорог или полное их отсутствие, ограниченная оперативная емкость и разобщенность операционных направлений.

\"\"

Обширные пространства Евразиатского континента представлены  разными по площадным, высотным и возрастным параметрам горными сооружениями, со свойственной им труднодоступностью. Но это не исключает возможности возникновения на этих территориях внутренних и межгосударственных вооруженных конфликтов, которые могут возрастать до широкомасштабных военных действий. Решительность целей и большой пространственный размах разных по видам и масштабам боевых операций требуют устойчивого тылового обеспечения, поиска новых приемов и способов подвоза материальных средств войскам в условиях незначительной плотности наземных транспортных коммуникаций.

Военно-географический анализ горных систем азиатской части Альпийско-Гималайского складчатого пояса, гор Южной Сибири и Дальнего Востока показывает, что для них характерны сложные физико-географические условия, слабое в оперативном отношении оборудование территорий, разряженная сеть автомобильных дорог или полное их отсутствие, ограниченная оперативная емкость и разобщенность операционных направлений.

Горные условия, как показывает исторический опыт ведения войн, создают трудности передвижения войск, маневра силами и средствами, оказывая, тем самым, значительное влияние не только на их боевую деятельность, но и на все виды тылового обеспечения. В существенной степени оно проявляется в особенностях материального и транспортного обеспечения, в специфических приемах и способах подвоза материальных средств.

Учитывая важность и сложность стабильного материального обеспечения боевых действий и операций в условиях слаборазвитой дорожной сети горных областей, возникает необходимость исследования возможностей и особенностей подвоза материальных средств по горным рекам на основе опыта спортивного водного туризма с разработкой соответствующих методик и программ комплексной воднотранспортной подготовки (горной).

Кроме того, актуальность вопроса состоит в том, что при наличии обширных горных территорий вдоль южных и дальневосточных границ России, горных систем стран СНГ Центрально-Азиатского региона, необходима специальная, нестандартная воднотранспортная подготовка горнострелковых соединений, частей и подразделений Сил специальных операций. Воссозданные и развернутые на потенциально опасных направлениях, они составляют основу первого стратегического эшелона, выполняющего задачи оперативного прикрытия южных рубежей России и других стран  Содружества.

Перечисленные доводы достаточно убедительно свидетельствуют об актуальности вопроса, целью которого ставится обоснование новых принципов и способов использования горных рек в качестве путей подачи воинских грузов в ходе боевых действий и операций. Такая постановка вопроса отвечает требованиям Военной доктрины Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 146 от 5 февраля 2010 г. (статья 44 «Основные задачи обеспечения Вооруженных Сил и других войск материальными средствами в военное время»).

В этой связи особо следует отметить роль спортивного туризма, чей опыт в освоении горных рек, открыл возможность их использования в военных целях — снабжения войск материальными средствами в случае боевых действий, когда других способов подвоза (видов транспортных средств) может не оказаться. Кроме того, в определенной степени компенсируется отсутствие или недостаток наземных путей сообщения, что повышает значимость горных рек в оперативном и войсковом звеньях вплоть до основных транспортных коммуникаций в труднодоступных районах.

Эти взгляды положительно оценивались в свое время в ТуркВО, где на горных реках проводились тактико-специальные занятия, тактические учения, мероприятия исследовательского характера: сплавы в ночных условиях, соревнования по технике спортивного туризма, десантирование на катамаранах и плотах воинских подразделений (фильм «Маневры ТВТ – 1984» о Первенстве Туркестанского военного круга по водному туризму

Вместе с тем, развитая гидрография, присущая большинству горным районам и хорошо освоенная в спортивном отношении, оставалась  и остается до настоящего времени не востребованной в служебно-боевой и профессиональной деятельности войск. Анализ закрытых военных источников (диссертаций, боевых уставов, наставлений, отчетов по НИР) не выявил никаких проблемных разработок, рекомендаций, предложений и требований по использованию горных рек в качестве военно-транспортных коммуникаций, а водные потоки рассматриваются в них только как серьезные преграды при действиях войск в особых условиях.

Таким образом, кратко проведенный теоретико-эмпирический анализ, позволил выявить следующие противоречия между:

— высоким уровнем развития спортивного туризма и десятилетиями нулевым востребованием его опыта в силовых ведомствах; только с 2012 г. обозначились некоторые шаги сотрудничества Министерства обороны РФ с Федерацией спортивного туризма России;

— необходимостью максимального использования тактических свойств местности, компонентом которых являются горные реки в целях передвижения войск, транспортирования грузов и отсутствием в боевых уставах, наставлениях и других руководящих материалах положений, касающихся горных рек как транспортных коммуникаций;

— необходимостью создания горных войск смешанного состава (с учетом видов спортивного туризма) и горного стратегического резерва военной организации России и отсутствием военно-учетных специальностей в системе организационно-мобилизационных управлений объединенных стратегических командований (военных округов), что приводит к распылению подготовленных мобилизационных людских ресурсов;

— научным неоднократным обоснованием проблем использования горных рек в военно-транспортных целях, а также спортивного туризма (научно-методические журналы, международные и всероссийские научные конференции, интернет) и недостаточным, медленным реагированием на решение этих проблем государственных органов исполнительной власти;

— практическими мероприятиями в подготовке войск ТуркВО к сплавам по горным рекам и отсутствием таких мероприятий в Вооруженных Силах России, обладающей развитой гидрографической сетью.

Выявленные противоречия можно сформулировать как единое

Главное противоречие между принципом учить войска тому, что необходимо на войне и отсутствием государственных организационных мероприятий и нормативно-правовых актов, направленных на использование опыта спортивного туризма и обширной гидрографической сети горных регионов в военной практике.

Все вышеизложенное позволило обосновать с учетом современных реалий, новых научных подходов и взглядов необходимость выработки Концепции взаимодействия спортивного туризма с боевой подготовкой Вооруженных Сил Российской Федерации.

Исходя из актуальности вопроса, выявленных противоречий и отдельных положений Концепции и приложенного к ней перспективного плана мероприятий по ее реализации до 2018 г (направлены в 64 адреса, в том числе высшему руководству Российской Федерации) выполнено следующее:

1. Заключено рамочное соглашение о сотрудничестве Федерального автономного учреждения «Центральный спортивный клуб Армии» с Общероссийской общественной организацией «Туристско-спортивный союз России» (7 ноября 2012) по вопросам развития спортивного туризма в Вооруженных Силах РФ.

 2. Начата подготовка туристско-спортивных кадров методом учебно-тренировочных сборов на базе Учебного центра горной подготовки ВС РФ.  (п. 5.1 перспективного плана мероприятий по реализации Концепции).

3. Проведены в 2012–13 гг. Первый и Второй чемпионаты по спортивному туризму в дисциплине «Дистанция» в Ленинградской и Свердловской областях соответственно. Репортаж о чемпионатах и фотогалерея — на официальном сайте ЦСКА (п. 3.2 перспективного плана мероприятий по реализации Концепции).

4. Восстановлены Минспортом РФ разряд «Кандидат в мастера спорта» и звание «Мастер спорта России» по спортивному туризму в дисциплине «Маршрут» (п. 1.5 перспективного плана мероприятий по реализации Концепции).

5. Федерация спортивного туризма России принята в члены комитета национальных и не олимпийских видов спорта.

6. Впервые в истории военной практики  решается вопрос 40-летней давности, поставленный автором, о необходимости военно-учетных специальностей по всем видам спортивного туризма (письмо начальника физической подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации от 30 сентября 2013 г. президенту Федерации спортивного туризма России) (п. 1.6 перспективного плана мероприятий по реализации Концепции).

7. На Тихоокеанском флоте сформировано особое подразделение по борьбе с диверсантами, используя опыт спортивного туризма. (Информационное агентство: Оружие России (www.armsexpo.ru)).

8. Концепция обратила внимание на необходимость создания военно-учебных кинофильмов по преодолению препятствий в природной среде и участие этих фильмов в фестивалях военного кино. Выступление Шойгу С.К. о воссоздание киностудии Минобороны РФ (п. 6.3; 6.4 перспективного плана мероприятий по реализации Концепции).

9. Практиковать на малоизученной местности тактические и командно-штабные учения всех уровней с использованием видовых навыков спортивного туризма, включая оборудование пунктов управления войсками в нетрадиционных условиях. Этот пункт (2.4 перспективного плана) по всей вероятности обратил внимание Верховное Главнокомандование ВС РФ, поскольку в постсоветской России такие учения проводились только на полигонах, местность которых досконально изучена. Проведенные летом 2013 г. совместные учения стратегического масштаба войск Центрального и Дальневосточного военных округов, зона ответственности которых вся азиатская часть России, позволили получить давно забытый советский опыт  по стратегическим перегруппировкам войск и действий их на незнакомой местности. Организационных проблем хватало так, что там было не до навыков и рекомендаций спортивного туризма.

И все же, из 48 позиций перспективного плана мероприятий по реализации Концепции перечень выполненных мероприятий, приведенных выше, недостаточен для развития спортивного туризма в Вооруженных Силах РФ и его взаимодействия с боевой подготовкой. По-прежнему отсутствует материально-техническая база спортивного туризма, не созданы туристские клубы и секции в воинских частях и военно-учебных заведениях, не ведется учебно-методическая работа на этом направлении – важной составляющей в военно-профессиональной подготовке и деятельности. Нет оптимального финансового обеспечения достаточного для развития спортивного туризма, а массовость проводимых мероприятий оставляет желать лучшего.

Выводы и предложения:

1. В виду того, что спортивный туризм имеет военно-прикладное значение для обороны государства и в ликвидации других чрезвычайных ситуаций необходимы нормативные документы, закрепляющие его статус как оборонного вида спорта. Разработать и ввести в действие специальное постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по развитию спортивного туризма в Российской Федерации» (в отношении коммерческого туризма такие постановлении были).

2. На основании пункта 1 ввести в действие приказ Министра обороны Российской Федерации «О развитии спортивного туризма в Вооруженных Силах Российской Федерации» с распространением его на другие силовые ведомства.

3. В обоих пунктах предусмотреть финансирование учебных и туристско-спортивных мероприятий, расходов на создание материально-технической и учебно-методической базы спортивного туризма.

 

Ширяев В.Н.

Узбекистан, г. Ташкент, туристская фирма «Азия Рафт»