Крино А.В., Исаев Р.А.,
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный университет туризма и сервиса» ФГБОУ ВПО «РГУТиС»,
г. Москва
В настоящее время молодое поколение имеет немалое количество положительных качеств, таких, как энергичность, оптимистичное отношение к жизненным обстоятельствам и ситуациям, креативность и смелость в формировании подходов к решению существующих проблем. Тем самым, сильное и активное молодое поколение должно являться одним из главных положительных факторов, влияющих на развитие государства. И поскольку, управление молодёжной политикой непосредственно относится к компетенциям государственных структур, ее формирование и реализация должны строиться таким образом, чтобы развивать в молодых людях положительные устремления и лидерские качества, помогать им занимать активную позицию гражданина и патриота своей страны, который готов выстраивать не только своё будущее, но и заботиться о будущем Родины.
Исходной точкой государственной молодежной политики нашей страны можно считать 1991 год, когда распоряжением Президента была введена должность Полномочного представителя по делам молодежи. Далее Указом Президента РФ от 16.09.1992 года № 1075 были определены первоочередные меры в области государственной молодежной политики. В июне 1993 года Постановлением Верховного Совета РФ утверждаются основные направления государственной молодежной политики. Позднее Постановлениями Правительства РФ утверждаются федеральные программы: Президентская программа «Молодежь России: 1998 – 2000 гг.» и Федеральная целевая программа «Молодежь России: 2001 — 2005 гг.». Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года № 1760-р была утверждена Стратегия государственной молодежной политики в РФ до 2016 года.
Стратегия определяет совокупность приоритетных направлений, которые ориентированы на молодое поколение и включают задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов. Для достижения целей государственной Стратегии необходимо в постоянной динамике поддерживать интерес молодого поколения в развитии и реализации собственного потенциала. Возникает необходимость в непрерывном исследовании молодежи и сборе достоверной информации о жизненных взглядах, потребностях и интересах. Исключительно на основе объективных данных о позиции молодежи может быть осуществлена государственная молодежная политика.
В проведенном исследовании представлена общая характеристика состояния молодёжи Подольского муниципального района Московской области в различных областях общественных отношений и оценено управление молодёжной политикой Подольского района. Проведенный анализ позволил выявить положительные и отрицательные тенденции современного состояния управления молодёжной политикой Подольского муниципального района Московской области.
Организационная структура Управления по культуре, делам молодёжи, физической культуре и спорту Администрации Подольского муниципального района включает в себя штат работников в составе всего 2 человек. Положительные показатели и тенденции говорят о том, что, даже находясь в жестком кадровом ограничении, Отдел по работе с молодежью в целом успешно осуществляет свою деятельность. Это обусловлено взаимодействием Отдела с молодёжными общественными объединениями (организациями) на территории Подольского муниципального района, благодаря чему количественные показатели проведенных за 2014 год мероприятий разной направленности имеют положительную тенденцию роста. Анализ проблем наркомании и алкоголизма позволил сделать вывод о положительной тенденции снижения численности молодёжи, страдающей от алкогольной и наркотической зависимости. В настоящее время молодёжь Подольского муниципального района всё больше отдает предпочтение здоровому образу жизни – без табакокурения, алкогольных напитков, что является результатом активной пропаганды здорового образа жизни, проводимой Управлением. Вместе с тем следует выделить и негативные тенденции. Одной из основных проблем региональной молодёжной политики можно считать проблему трудоустройства молодого поколения. Отсутствие постоянной занятости молодого человека порождает социальные проблемы, причем не только в сфере молодежной политике, но и в государстве в целом.
Анализ проблем трудоустройства молодежи Подольского муниципального района позволил выявить негативные тенденции, заключающие в незначительном изменении состоянии безработицы молодежи в период с 2012 г. по 2014 г. Авторы пришел к выводу, что необходима системная и слаженная деятельность Управления в части информирования молодежи и профориентационной работы.
Наряду с этим негативные тенденции отмечены в вопросах безнадзорности и правонарушений в молодежной среде Подольского муниципального района. Львиную долю в воспитании подрастающего поколения играет семья, довольно существенный процент трудных подростков воспитывается именно в неблагополучных семьях, кажется уместным привести в данном анализе данные не только по несовершеннолетним, состоящим на учете в Отделе по делам несовершеннолетних, но и по неблагополучным семьям. Показатель численности неблагополучных семей за последние три года вырос почти в 3 раза: в 2012 году – 187, а в 2014 году уже 563 семьи. Аналогичная ситуация наблюдается и в вопросе «трудных подростков». Численность состоящих на учёте в Отделе по делам несовершеннолетних выросла почти в 2 раза. С 387 подростков в 2012 году до 666 подростков 2014 году. Анализ показателей свидетельствует о том, что цифры, пусть и не абсолютно, но все же коррелируют между собой. Таким образом, эти сферы также можно отнести к проблемным.
Таким образом, основное содержание муниципальной молодежной политики, как показывает складывающийся опыт и проведенное исследование на примере Подольского муниципального района, выражается в следующем:
-социальная поддержка молодежи, молодой семьи;
-поддержка общественных инициатив и талантливой молодежи;
-организация занятости молодежи;
-противодействие распространению преступности и наркомании в молодежной среде;
-гражданское и патриотическое воспитание молодежи;
-организация работы по месту жительства;
-развитие молодежного и детского самоуправления;
-информационное сопровождение реализации муниципальной молодежной политики;
-поддержка молодежного предпринимательства.
Молодежная политика непосредственно связана с утвердившейся системой социального управления, ее приоритетами и механизмами. В условиях перехода к рыночной экономике все более значимым для молодежной политики становится поддержка самореализации молодого поколения.