Д.п.н. Г.А. Ямалетдинова — \»ВНЕДРЕНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС КАФЕДРЫ\»

0
824

\"\"

Д.п.н. Г.А. Ямалетдинова: «В современном обществе возникает объективная необходимость в повсеместном внедрении новейших информационных технологий. Высшая школа, как одна из важнейших частей общества, несомненно, должна активно включаться в этот процесс».

Тотальная компьютеризация практически всех сфер жизнедеятельности человека является одним из основных векторов развития современного общества. В последние два десятилетия происходит принципиальное изменение характера информационных процессов: усложняется системная структура, возрастают скорости обмена, увеличивается плотность информационных потоков. Следовательно, в современном обществе возникает объективная необходимость в повсеместном внедрении новейших информационных технологий. Высшая школа, как одна из важнейших частей общества, несомненно, должна активно включаться в этот процесс.
Сегодня, во многом «благодаря» переходу на балльно-рейтинговую систему оценивания, объективная необходимость программного сопровождения деятельности кафедры физической культуры признается почти всеми специалистами и администраторами. Однако, информатизация таких кафедр осуществляется крайне сложно обычно по двум объективным причинам: сложности с финансированием и отсутствие требуюмых специалистов.
Целью нашего исследования явились разработка и реализация гибкой, автоматизированной информационной системы (АИС) «Учебный процесс кафедры оздоровительной тренировки и профессионально-прикладной физической подготовки» в Гуманитарном университете.
Существуют два диаметрально противоположных подхода к решению задачи программного сопровождения процесса управления деятельностью кафедры:
 метод «лоскутной» информатизации, когда спонтанно, независимо друг от друга автоматизируются отдельные маленькие участки, причем с использованием самых разных программных инструментов;
 метод нисходящего проектирования, когда вся система управления кафедрой изначально разрабатывается как составная часть единой общевузовской информационной системы.
На практике чаще всего применяется какая-либо несимметричная комбинация этих методов или же первый метод в чистом виде. В некоторых случаях используется механизм масштабирования, проецирующий вуз на кафедру, а кафедру – на отдельный участок деятельности. Именно такой подход был использован при создании автоматизированной информационной системы (АИС) «Учебный процесс кафедры оздоровительной тренировки и профессионально-прикладной физической подготовки» в Гуманитарном университете г. Екатеринбурга. Она была введена в эксплуатацию в 2002-м году и основывалась на классической системе оценок. [2]. Позднее принято решение о переходе на балльно-рейтинговую систему оценивания. Только наличие детально проработанной информационной модели учебного процесса позволило выработать поэтапную стратегию интеграции новых блоков в существующую АИС в соответствии с перманентными изменениями в образовательном пространстве страны.
Практика показывает, что залогом успешного решения задачи информатизации является создание детализированной схемы информационных потоков, а затем, уже на её основе, – информационной модели. Очень важно обеспечить участие в этом процессе сотрудников кафедры как специалистов предметной области. Если создание модели по каким-либо причинам невозможно, то целесообразно воспользоваться поэтапной схемой информатизации, разработанной А.С. Пьянзиным [1].
В настоящее время создание и реализация программного сопровождения кафедр физического воспитания в вузе становится все более актуальной в связи с необходимостью своевременного и оперативного получения информации при расчете и анализе результатов тестирования, повышения эффективности управления организацией учебного процесса кафедр физического воспитания и качества образования.
Вместе с тем, следует также отметить, что многие вопросы разработки и использования информационных систем в организации учебного процесса по физической культуре требуют более четкого научного обоснования и экспериментальной апробации. В значительной степени это объясняется сложностью и противоречивостью специфических задач физического воспитания (объект исследования – живой организм), что не всегда позволяет формализовать процесс обработки информации. В связи с этим, актуальным становится создание автоматизированной информационной системы «Учебный процесс кафедры оздоровительной тренировки и профессионально-прикладной физической подготовки» (ОТ и ППФП). Это программный комплекс, обеспечивающий хранение больших объемов взаимосвязанных данных сложной структуры, их накопление, актуализацию, обработку, визуализацию и формирование итоговых документов. Его цель – повышение эффективности управления организацией учебного процесса кафедры ОТ и ППФП.
Отметим отличительные черты разработанной нами системы:
1. Многомерная модель данных, построенная с учетом функциональной направленности системы;
2. Функциональная замкнутость (самодостаточность), обеспечивающая построение эффективного управленческого решения на базе комплексного анализа всего накопленного информационного массива;
3. Адаптивность (адаптоспособность) относительно структуры учебного процесса, как к качественной, так и к количественной динамике показателей физического воспитания студентов;
4. Гибкость системы, позволяющая реализовать, наряду с общими схемами отработки данных, также и нестандартные схемы, учитывающие индивидуальные особенности студентов.
При разработке АИС учитывались подходы: личностно-ориентированный, деятельностный, системный, информационно-технологический и объектно-ориентированный.
Информационная система «Учебный процесс кафедры ОТ и ППФП» реализует следующие основные функции:
1. Автоматизированный процесс накопления информации об объекте управления с учетом его индивидуальных особенностей и соответствующая организация хранения;
2. Автоматизированное динамическое оценивание степени усвоения студентами теоретических знаний, методических умений, здоровья, физического состояния, физической подготовленности, профессионально-прикладной, специальной физической и технической подготовленности[3].
3.Статистическая обработка данных с различной степенью детализации в разных аспектах (здоровье, успеваемость, физическая, специальная, техническая и профессиональная подготовленность);
4. Формирование отчетных документов по разным формам контроля (оперативный, промежуточный, рубежный, итоговый);
5.Многофакторный анализ информации, позволяющий оптимизировать управление учебным процессом;
6. Формирование многолетнего архива всей совокупности данных.
Главным требованием к структуре информационной системы является модульность, что предполагает ее разделение на несколько взаимосвязанных модулей: справочники, медицинский осмотр, теоретический, методический, практический.
Информация каждого модуля подразделяется на базовые (обновляется редко) и вариативные (более частое обновление) подмодули. Структурирование подмодулей как укрупненных дидактических единиц осуществляется с учетом специфики учебной деятельности кафедры ОТиППФП.
Первый модуль «Справочники» предусматривает функцию ввода информации. При разработке этого модуля решалась задача контроля правильности вводимых данных.
Второй модуль «Медицинский осмотр» выполняет фиксирующую функцию. Направлен на организацию учебного процесса по следующей структуре модулей: медицинский осмотр → теоретический → методический→ практический.
Третий модуль «Теоретический» выполняет фиксирующую и вариативную функции. Такие же функции выполняют четвертый и пятый модули.
Внедрение автоматизированной информационной системы в учебный процесс кафедры ОТиППФП позволяет оптимизировать работу кафедры, интенсифицировать труд преподавателя, проводить мониторинг физических состояний студентов, индивидуализировать и гуманизировать процесс физического воспитания, перейти на современные методы организационного управления.