
Гуманизация как одна из наиболее значимых тенденций в развитии об-разования определяет необходимость поиска новых нетрадиционных источ-ников образования, проповедующих общечеловеческие моральные и духов-ные ценности. В качестве таких источников могут выступать олимпизм и олимпийское движение.

Как показал анализ результатов ряда исследований, при всем разнообразии позиций, в отечественной педагогике олимпийское образование в самом общем виде определяется как сплав когнитивного и аксиологического компонентов. Между тем, анализ школьных программ по физической куль-туре и результаты опроса учителей физкультуры школ г.Череповца свидетельствуют о том, что имеет место противоречие между современными научными представлениями о двуединой сущности олимпийского образования и практикой его осуществления в школе, где акцентируется знаниевый (информационный, когнитивный) компонент. Поскольку олимпийское образование является видом образования, а последнее в современной педагогике рассматривается как процесс и результат целеполагаемой, педагогически организо-ванной и планомерной социализации человека, подобная интерпретация олимпийского образования может нанести ущерб социализации ребенка.
В пилотажном исследовании приняли участие школьники 5-х классов (n=41) МОУ «Средняя общеобразовательная школа №26» г.Череповца.
Оценка олимпийской образованности пятиклассников проводилась с помощью опросника, разработанного авторами. Для оценки уровня социа-лизированности учащихся была использована методика, разработанная М.И. Рожковым. Результаты оценки приведены в таблице 1.
Распределение пятиклассников по уровням олимпийской образованности
и социализированности, в %
Уровень |
олимпийская образованность |
социализированность |
Выше среднего |
31,7 |
39,0 |
Средний уровень |
51,3 |
48,8 |
Ниже среднего |
17,0 |
12,2 |
Полученный коэффициент ранговой корреляции Спирмена между ре-зультатами оценки олимпийской образованности и общей социализирован-ности пятиклассников составил , что свидетельствует о достоверной положительной связи. Наличие значимой корреляции позволяет предположить наличие причинно-следственной связи между использованием средств олимпийского образования и формированием общей социализиро-ванности пятиклассников.
Небезынтересными представляются результаты оценки с помощью мето-дики «Недописанный тезис» («Спорт – это …») ценностных отношений пяти-классников к спорту. Подавляющее большинство опрошенных (около 61,0%) связывают спорт с выполнением физических упражнений, воздействи-ем на развитие физических качеств, укрепление здоровья. 9,6% – затрудни-лись с ответом либо определили спорт как «занятие людей». Только 26,8% пятиклассников значимость спорта видят в других аспектах жизни («под-держка людей», «веселье», «важная часть жизни» и др.) и лишь один из опрошенных указал на принципиальную характеристику спорта – соревно-вания. Таким образом, налицо проблема недостаточного понимания под-ростками специфики и значимости спорта в жизни человека и общества.
Предварительный анализ литературы по проблеме исследования и ре-зультаты констатирующего эксперимента позволили сформулировать рабо-чую гипотезу исследования. Наша гипотеза состоит в предположении о том, что реализация программы олимпийского образования в процессе обучения пятиклассников предмету «Физическая культура» будет более эффективной с точки зрения решения задач социализации подростков, если выполняются следующие условия: нравственные ценности олимпийской культуры высту-пают самостоятельным предметом усвоения; деятельность учащихся органи-зуется преимущественно на основе принципа агональности (состязательно-сти); в содержание учебного материала включен региональный компонент.
Для проверки гипотезы в рамках вариативного компонента учебного содержания программы физического воспитания учащихся 5 класса была разработана дополнительная программа олимпийского образования, направленная на формирование у школьников представлений о спорте как средстве общего всестороннего развития.
В самом общем виде она рассчитана на такие формы обучения предмету «Физическая культура», как урок, домашняя учебная работа и учебная кон-ференция, в содержательном плане построена на идее гармонии и имеет мо-дульную структуру. В качестве названий модулей взяты заглавные строки строф известного произведения Пьера де Кубертена «Ода спорту» (таблица 2).
Содержание экспериментальной программы олимпийского образования пятиклассников
Наименование раздела программы (модулей) |
Основные содержательные линии, региональный компонент |
«О спорт! Ты – наслаждение!»
|
Олимпийские игры древности – гармония разума и силы. Современное олимпийское движение – преемник древних Олимпиад. Игры XXII Олимпиады. Зимние Олимпийские игры 2014 г. Всемирные юношеские Олимпийские игры. Я и спорт. Вологжане – участники и победители Олимпийских игр. Вклад Вологодской области в подготовку к Олимпийским играм в г.Сочи. Дед Мороз из Великого Устюга – талисман XXII Зимних Олимпийских игр. |
«О спорт! Ты – зодчий!»
|
Спорт – средство воспитания силы, быстроты и ловкости. Основы методики занятий силовыми, скоростными и координационными упражнениями. Физические упражнения в формировании красоты тела, движений, в коррекции недостатков. Красота спорта. |
«О спорт! Ты – справедливость!»
|
Соревнования – основной признак спорта; правила соревнований – закон для спортсмена. Олимпийская хартия. Виды спорта, олимпийская программа, олимпийские и неолимпийские виды спорта. Олимпийские и неолимпийские виды спорта, культивируемые в Череповце и области. |
«О спорт! Ты – вызов!» |
Спорт – школа характера, мужества, преодоления себя. Паралимпийское движение, сурдлимпийское движение. Как стать победителем? Участие череповецких и вологодских спортсменов в паралимпийском и сурдлимпийском движении. Сергей Фокичев – олимпийский чемпион. Иван Скобрев – призер олимпийских игр. |
«О спорт! Ты – благородство!»
|
Фэйр плэй. Олимпийское поведение в спорте и в жизни. «Трижды сладостна победа, одержанная в благородной честной борьбе» |
«О спорт! Ты – радость!»
|
Зрелищная функция спорта. Поведение зрителей на спортивных мероприятиях. Спортивные телепрограммы. Областные и городские спортивные телепрограммы. Спортивные площадки нашего города. |
«О спорт! Ты – плодотворность!» |
Физические упражнения как средство повышения работоспособности. Физическая культура в профилактике заболеваний и продлении трудоспособного возраста. «В здоровом теле – здоровый дух» |
«О спорт! Ты – прогресс!»
|
Россия – спортивная супердержава, авторитет российских спортсменов. Роль физической культуры и спорта в развитии общества и личности. Методика самостоятельных занятий физическими упражнениями («Правила мудрой тренировки»). |
«О спорт! Ты – мир!»
|
Олимпийские игры – дружеские соревнования. Дискриминация и равноправие в спорте и в повседневной жизни. «Главное – не победа, а участие». |
Как видно из таблицы 2, в содержание модулей программы включен ре-гиональный компонент (для экспериментального класса). Кроме того, при реализации программы в экспериментальном классе, в отличие от контроль-ного, предусмотрена реализация принципа агональности: конкурсы на луч-ший рисунок, лучшее сочинение, лучшее сообщение (по результатам выпол-нения домашних заданий и учебных конференций), номинации «За проявле-ние благородства в спортивной борьбе», «За проявление товарищества и взаимопомощи», «За красоту», «За проявление активности» и др. (в рамках уроков) и главный агон (в течение всего учебного года) – на выявление тех учащихся, кто в наибольшей степени демонстрирует «олимпийское» поведе-ние в учебе и повседневой жизни.
В настоящее время эффективность данной программы проверяется опытно-экспериментальным путем.