К.п.н., доцент Варфоломеева З.С. — ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

0
391
К.п.н., доцент Варфоломеева З.С. - ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

\"\"Гуманизация как одна из наиболее значимых тенденций в развитии об-разования определяет необходимость поиска новых нетрадиционных источ-ников образования, проповедующих общечеловеческие моральные и духов-ные ценности. В качестве таких источников могут выступать олимпизм и олимпийское движение.

К.п.н., доцент Варфоломеева З.С. - ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Как показал анализ результатов ряда исследований, при всем разнообразии позиций, в отечественной педагогике олимпийское образование в самом общем виде определяется как сплав когнитивного и аксиологического компонентов. Между тем, анализ школьных программ по физической куль-туре и результаты опроса учителей физкультуры школ г.Череповца свидетельствуют о том, что имеет место противоречие между современными научными представлениями о двуединой сущности олимпийского образования и практикой его осуществления в школе, где акцентируется знаниевый (информационный, когнитивный) компонент. Поскольку олимпийское образование является видом образования, а последнее в современной педагогике рассматривается как процесс и результат целеполагаемой, педагогически организо-ванной и планомерной социализации человека, подобная интерпретация олимпийского образования может нанести ущерб социализации ребенка.

В пилотажном исследовании приняли участие школьники 5-х классов (n=41) МОУ «Средняя общеобразовательная школа №26» г.Череповца.

Оценка олимпийской образованности пятиклассников проводилась с помощью опросника, разработанного авторами. Для оценки уровня социа-лизированности учащихся была использована методика, разработанная М.И. Рожковым. Результаты оценки приведены в таблице 1.

 

 Распределение пятиклассников по уровням олимпийской образованности

и социализированности, в %

 

Уровень

олимпийская образованность

социализированность

Выше среднего

31,7

39,0

Средний уровень

51,3

48,8

Ниже среднего

17,0

12,2

 

 Полученный коэффициент ранговой корреляции Спирмена между ре-зультатами оценки олимпийской образованности и общей социализирован-ности пятиклассников составил , что свидетельствует о достоверной положительной связи. Наличие значимой корреляции позволяет предположить наличие причинно-следственной связи между использованием средств олимпийского образования и формированием общей социализиро-ванности пятиклассников. 

Небезынтересными представляются результаты оценки с помощью мето-дики «Недописанный тезис» («Спорт – это …») ценностных отношений пяти-классников к спорту. Подавляющее большинство опрошенных (около 61,0%) связывают спорт с выполнением физических упражнений, воздействи-ем на развитие физических качеств, укрепление здоровья. 9,6% – затрудни-лись с ответом либо определили спорт как «занятие людей». Только 26,8% пятиклассников значимость спорта видят в других аспектах жизни («под-держка людей», «веселье», «важная часть жизни» и др.) и лишь один из опрошенных указал на принципиальную характеристику спорта – соревно-вания. Таким образом, налицо проблема недостаточного понимания под-ростками специфики и значимости спорта в жизни человека и общества.

Предварительный анализ литературы по проблеме исследования и ре-зультаты констатирующего эксперимента позволили сформулировать рабо-чую гипотезу исследования. Наша гипотеза состоит в предположении о том, что реализация программы олимпийского образования в процессе обучения пятиклассников предмету «Физическая культура» будет более эффективной с точки зрения решения задач социализации подростков, если выполняются следующие условия: нравственные ценности олимпийской культуры высту-пают самостоятельным предметом усвоения; деятельность учащихся органи-зуется преимущественно на основе принципа агональности (состязательно-сти); в содержание учебного материала включен региональный компонент.

Для проверки гипотезы в рамках вариативного компонента учебного содержания программы физического воспитания учащихся 5 класса была разработана дополнительная программа олимпийского образования, направленная на формирование у школьников представлений о спорте как средстве общего всестороннего развития.

В самом общем виде она рассчитана на такие формы обучения предмету «Физическая культура», как урок, домашняя учебная работа и учебная кон-ференция, в содержательном плане построена на идее гармонии и имеет мо-дульную структуру. В качестве названий модулей взяты заглавные строки строф известного произведения Пьера де Кубертена «Ода спорту» (таблица 2).

 

Содержание экспериментальной программы олимпийского образования пятиклассников

 

Наименование раздела программы (модулей)

Основные содержательные линии,

региональный компонент

«О спорт! Ты – наслаждение!»

 

Олимпийские игры древности – гармония разума и силы. Современное олимпийское движение – преемник древних Олимпиад. Игры XXII Олимпиады. Зимние Олимпийские игры 2014 г. Всемирные юношеские Олимпийские игры. Я и спорт. Вологжане – участники и победители Олимпийских игр. Вклад Вологодской области в подготовку к Олимпийским играм в г.Сочи. Дед Мороз из Великого Устюга – талисман XXII Зимних Олимпийских игр.

«О спорт! Ты – зодчий!»

 

Спорт – средство воспитания силы, быстроты и ловкости. Основы методики занятий силовыми, скоростными и координационными упражнениями. Физические упражнения в формировании красоты тела, движений, в коррекции недостатков. Красота спорта.

«О спорт! Ты – справедливость!»

 

Соревнования – основной признак спорта; правила соревнований – закон для спортсмена. Олимпийская хартия. Виды спорта, олимпийская программа, олимпийские и неолимпийские виды спорта.

Олимпийские и неолимпийские виды спорта, культивируемые в Череповце и области.

«О спорт! Ты – вызов!»

Спорт – школа характера, мужества, преодоления себя.

Паралимпийское движение, сурдлимпийское движение.

Как стать победителем? Участие череповецких и вологодских спортсменов в паралимпийском и сурдлимпийском движении. Сергей Фокичев – олимпийский чемпион. Иван Скобрев – призер олимпийских игр.

«О спорт! Ты – благородство!»

 

Фэйр плэй. Олимпийское поведение в спорте и в жизни. «Трижды сладостна победа, одержанная в благородной честной борьбе»

«О спорт! Ты – радость!»

 

Зрелищная функция спорта. Поведение зрителей на спортивных мероприятиях. Спортивные телепрограммы. Областные и городские спортивные телепрограммы. Спортивные площадки нашего города.

«О спорт! Ты – плодотворность!»

Физические упражнения как средство повышения работоспособности. Физическая культура в профилактике заболеваний и продлении трудоспособного возраста.

«В здоровом теле – здоровый дух»

«О спорт! Ты – прогресс!»

 

Россия – спортивная супердержава, авторитет российских спортсменов. Роль физической культуры и спорта в развитии общества и личности. Методика самостоятельных занятий физическими упражнениями («Правила мудрой тренировки»).

«О спорт! Ты – мир!»

 

Олимпийские игры – дружеские соревнования. Дискриминация и равноправие в спорте и в повседневной жизни. «Главное – не победа, а участие».

   Как видно из таблицы 2, в содержание модулей программы включен ре-гиональный компонент (для экспериментального класса). Кроме того, при реализации программы в экспериментальном классе, в отличие от контроль-ного, предусмотрена реализация принципа агональности: конкурсы на луч-ший рисунок, лучшее сочинение, лучшее сообщение (по результатам выпол-нения домашних заданий и учебных конференций), номинации «За проявле-ние благородства в спортивной борьбе», «За проявление товарищества и взаимопомощи», «За красоту», «За проявление активности» и др. (в рамках уроков) и главный агон (в течение всего учебного года) – на выявление тех учащихся, кто в наибольшей степени демонстрирует «олимпийское» поведе-ние в учебе и повседневой жизни.

       В настоящее время эффективность данной программы проверяется опытно-экспериментальным путем.