Словарь С-терминов

0
898

\"\"Словарь социальных терминов (С-терминов)

\"\"Словарь социальных терминов (С-терминов)

Агенты социализации – люди, в непосредственном взаимодействии с которыми личность социализируется.

Аддикция – зависимость.

Аддиктивное поведение – форма отклоняющегося поведения, которое выражается в уходе человека от реальности посредством изменения психического состояния.

Безнадзорный ребенок – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует, вследствие неисполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и содержанию со стороны родителей или лиц их заменяющих.

Виктимогенность – наличие объективных опасностей, влияние которых может сделать человека жертвой этих обстоятельств.

Виктимизация – процесс и результат превращения человека или группы людей в тот или иной тип жертвы неблагоприятных условий социализации.

Виктимность – предрасположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств.

Воспитательные организации – специально создаваемые государственные и негосударственные учреждения, основной задачей которых является социальное воспитание определенных возрастных групп населения.

Девиация – отклонение от норм и правил.

Девиантное поведение – форма отклоняющегося поведения, связанная с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения.

Дезадаптация – состояние сниженной способности принимать и выполнять требования среды как личностно значимые и реализовать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях.

Делинквентное поведение – действие личности, отклоняющееся от установленных в данном обществе правовых норм, угрожающее общественному порядку.

Депривация детей (социальная) – лишение детей условий, необходимых для их полноценного физического и психического развития.

Институты социализации – устойчивые формы организации жизнедеятельности людей, закрепляющие, регламентирующие и транслирующие нормы, ценности и образцы поведения для исполнения тех или иных социальных ролей: государство, церковь, политические партии, семья, различные объединения и союзы.

Криминальное поведение – противоправное поведение, которое служит основанием для уголовного дела.

Методы социального воспитания – способы целенаправленных действий в конкретной ситуации взаимодействия с личностью и ее культурно-образовательной средой, обеспечивающие формирование социально значимых отношений и качеств личности.

Нормальное поведение – взаимодействие личности с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям ее развития и социализации.

Отклоняющееся поведение – устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности.

Педагогическая дезадаптация – неуспеваемость, нарушение отношений со сверстниками, эмоциональные нарушения, отклоняющееся поведение (дисциплинарные нарушения, прогулы, гиперактивное, агрессивное поведение, курение и др.).

Педагогическая поддержка – создание педагогических условий, направленных на гармоничное развитие личности детей, оказавшихся в особом положении и испытывающих в связи с этим определенные трудности.

Пенитенциарные учреждения – система содержания правонарушителей, места отбывания ими наказания.

Принципы социального воспитания – основные, исходные положения, на базе которых разрабатываются в теории и реализуются на практике содержание, методы и формы воспитания.

Сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей.

Социализация – развитие человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры на всех возрастных этапах.

Социализированность – качественное состояние, которого достигает личность в процессе и в результате социализации, овладевая совокупностью ролевых ожиданий и предписаний в различных сферах жизнедеятельности, приобретая и вырабатывая ряд социальных установок и ценностных ориентаций.

Социальная адаптация – способность человека активно взаимодействовать с социальной средой и использовать ее потенциал для собственного развития.

Социальная дезадаптация – неспособность личности приспособиться к требованиям и условиям социального окружения.

Социальная защита детства – система правовых, организационных, финансово-экономических, социально-психолого-педагогических мероприятий по обеспечению условий для гармоничного развития ребенка.

Социальная норма – совокупность требований и ожиданий, которая предъявляет социальная общность к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений.

Социальная педагогика – отрасль педагогики, изучающая процесс социального воспитания в контексте социализации.

Социальный сирота – ребенок, родители которого не занимаются его воспитанием и не заботятся о нем.

Социальное воспитание – планомерное создание условий для целенаправленных развития и духовно-ценностных ориентаций человека.

Социально-педагогическая виктимология – отрасль знания, изучающая меры профилактики и компенсации обстоятельств, вследствие которых человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации.

Социально-педагогическая деятельность – деятельность по социальному воспитанию личности в микросоциуме, направленная на ее успешную социализацию.

Социально-педагогическая коррекция – преодоление или ослабление недостатков развития отдельных категорий людей посредством развития социально значимых способностей личности.

Социально-педагогическая профилактика – комплекс мер, направленных на нейтрализацию воздействия негативных факторов социальной среды на личность.

Социально-педагогическая реабилитация – система мер, направленных на восстановление социальных качеств личности, возвращение, интеграцию личности в общество.

Социальные отклонения – нарушения социальных норм, которые характеризуются массовостью, устойчивостью и распространенностью.

Средства социализации – система способов и мер, с помощью которых поведение человека и групп людей приводится в соответствие с принятыми в данной культуре образцами, нормами, ценностями.

Факторы социализации – условия, активно влияющие на процесс социализации.