Дуденков Д.В. — Проблемы государственного регулирования деятельности телекомпаний в Российской Федерации

0
391

Дуденков Д.В. - Проблемы государственного регулирования деятельности телекомпаний в Российской Федерации

В условиях тотальной информатизации и современного мира проблема эффективного функционирования средств массовой информации и – в первую очередь – телевидения – приобретает концептуально важное значение.
На современном этапе развития, становится очевидным, что Государственное регулирование должно иметь место. При этом в условиях наличия значительного числа насущных проблем, а также готовности российского государства к реформированию отрасли, такое регулирование должно осуществляться параллельно с поддержкой телекомпаний, в части содействия тем компаниям, которые готовы активизировать свои ресурсы для преодоления кризисных явлений. Государственная поддержка может позволить обеспечить более гармоничное развитие телекомпаний в Российской Федерации.

Для того чтобы систематизировать проблемы государственного регулирования деятельности телекомпаний на современном этапе, необходимо рассмотреть структуру и современное состояние отечественного телевидения, которое возможно представить следующим образом:
— федеральные (общенациональные) и региональные (местные) компании;
— «нишевые» (тематические) компании;
— аналоговые (эфирные), кабельные и спутниковые компании.
Для последней и предпоследней групп существенным признаком является платность или бесплатность просмотра. Между телекомпаниями идет борьба за зрителя, а также за возможность влиять на общественное мнение.
Российский телевизионный бизнес сегодня является одним из самых быстро развивающихся и одним из наиболее сложных по своему устройству. На нем тесно переплетаются интересы политических «игроков», государственных чиновников, частного бизнеса, профессиональных телевизионщиков и, конечно, зрителей.
К этому бизнесу применим термин «частно-государственное партнерство».
Сегодня российское ТВ переживает кризис доверия со стороны граждан РФ.
Совершенно ясно, что реальной причиной манипулирования сознанием масс не является и не может быть прогресс техники как таковой.
Можно предположить следующие причины «кризиса доверия» зрителей к российскому ТВ.
1.Экономические причины. Усилиями участников капиталистического производства и рыночных отношений формируется общество потребления. За этим следует преобладающая переориентация населения с духовно-нравственных ценностей на материальные.
2.Политические. В авторитарном государстве по определению не должно быть свободных и материально независимых граждан, имеющих собственное мнение и гражданскую позицию. Демократическое же устройство в принципе является высокоэффективной и пластичной формой организации общества. Но и здесь государство нередко становится «корпорацией», подминающей под себя все сколько-нибудь автономные структуры, в том числе и СМИ. Человек в такой системе превращается в один из её элементов, которым можно и должно манипулировать.
3.Психологические. Современный человек часто проявляет инфантильность, т.е. нежелание брать на себя ответственность во всех сферах жизни, нежелание принимать решения и отвечать за свои действия и их последствия. Люди ищут поддержки, защиты у «сильных» и «умных». Все это учитывают субъекты управления различных уровней.
Следовательно, одной из актуальнейших проблем современной России является формирование механизмов социальной обратной связи, подчинение государства контролю гражданского общества. Важным звеном, опосредующим демократическое государство и современное гражданское общество, выступают, наряду с партиями профсоюзами, трудовыми коллективами, и средства массовой информации.
Именно СМИ выступают узловым звеном в создании механизмов социальной обратной связи. Они активно развивают политические идеи применительно к широкому кругу жизненных интересов миллионов людей. Основополагающими принципами этой деятельности должны быть: гуманизм, социальная справедливость, равенство прав человека, патриотизм, создание необходимых условий для последовательного осуществления положения, согласно которому свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.
Принципиально новые социальные, экономические, политические условия создали почву для развития как благоприятных, так и негативных тенденций российских телекомпаний. Продолжается процесс, с одной стороны, освобождения телевидения от государственной опеки, с другой –превращения телекомпаний в информационные придатки финансово-промышленных групп. Эфемерность свободы слова как отражение основного противоречия во взаимодействии телекомпаний и органов власти стала наиболее отчетливо прослеживаться на региональном уровне.
Центральные и региональные телекомпании выбирают для освещения яркие, достаточно негативные темы, что способствует росту социальной напряженности и конфликтности. В условиях экономического и социального кризиса бесконтрольная свобода слова создает все условия для устранения моральных и этических норм поведения. При относительно невысокой культуре зрителей и самих журналистов механизм общественной самоцензуры не работает вовсе или работает недостаточно. В этой связи, органы государственной власти просто обязаны принимать непосредственное участие в регулировании телевещания.
Сегодня для решения проблемы лояльности телекомпаний практикуются новые способы воздействия на прессу, имеющие не экономический и политический характер, а скорее административный. Курс радикально-демократических образований усилил дифференциацию российских телекомпаний по политическим полюсам. Говоря об ограничениях «свободы массовой информации», следует уяснить главное: любые ограничения должны быть законными, т.е. содержаться лишь в законах, чтобы подзаконные акты и ведомственные документы не противоречили им.
Рассмотрим проблемы государственного регулирования, характерные как для СМИ и телевидения в целом, так и относительно телекомпаний.
В российском законодательстве имеются и определенные пробелы, восполнение которых является весьма актуальной задачей.
В частности, необходимо наладить политическое и правовое регулирование процессов концентрации собственности российских СМИ, возникновения и функционирования крупных медиа-холдингов, так или иначе связанных с отечественными ФПГ и зарубежными ТНК, ибо сильная зависимость национальной информационно-коммуникационной инфраструктуры от финансово-промышленных групп так же опасна для социума, как и диктат государства.
Наряду с этим, в России пока не регламентированы никаким законом вопросы контроля за манипулятивными действиями со стороны СМИ, отсутствует какая-либо государственная или общественная структура, способная сглаживать остроту данной проблемы.
Отсутствует нормативная база, регламентирующая порядок формирования и поддержания ведомственных информационных ресурсов, доступа к ним граждан. Другой пример пробела в отечественном законодательстве являет собой Интернет, уже давно превратившийся в мощнейший информационно-политический ресурс, обладающий гораздо большей оперативностью и емкостью по сравнению со многими другими СМИ.
Наконец, – и это весьма важно – в подавляющем большинстве аспектов остается неразработанным законодательство о национальном телевидении, о деятельности телевизионных компаний федерального и регионального уровня, а также различных форм собственности.
Проблемы присущи и современному российскому информационному пространству. Прежде всего, необходимо отметить такую черту, как незавершенность процесса формирования единого информационного пространства в современной России, что чревато целым комплексом внутриполитических угроз и вызовов извне.
Во-первых, имеет место развитие региональных и локальных информационных пространств не просто как независимой альтернативы федеральному, но и в ущерб общероссийским интересам. Российское политико-правовое поле изобилует массой вышедших из-под пера региональных и муниципальных исполнительных и представительных органов концепций, доктрин, нормативных актов и т.п., которые весьма слабо корреспондируют друг с другом и по горизонтали, и по вертикали –прежде всего с общенациональными документами.
Получается, что на региональном и муниципальном уровнях осуществляется своя информационная политика и формируется свое информационное пространство, параметры которых порой не просто частично не совпадают, но и в принципиальном плане разительно отличаются от федеральных аналогов.
Во-вторых, имеются угрозы внешнего свойства. Как известно, после развала создававшейся десятилетиями централизованной советской информационной системы (центральное телевидение и т.д.) в качестве единственных скреп информационного пространства страны остались только телевидение и радио, оказавшиеся к тому же один на один с вызовами и императивами рыночной экономики. При этом в российском социуме стали происходить кардинальные изменения в структуре и характере потребления продукции масс-медиа, да и авторитет последних, их влияние на формирование общественного мнения также стали меняться: если в доперестроечный и перестроечный период предпочтение отдавалось прессе, то после 1991 г. пальма первенства перешла и прочно закрепилась за телевидением. Все это так или иначе способствовало тому, что возникший с распадом СССР и крушением коммунистической доктрины идеологический вакуум начал наполнятся информационно-политическими продуктами импортного происхождения, а отечественное информационное пространство подверглось небывалой по масштабам и агрессивности экспансии со стороны крупнейших зарубежных (прежде всего, северо-американских и западноевропейских) медиа-корпораций. И хотя сегодня многие из негативных последствий реформаторского лихолетья 1990-х годов удалось если не устранить, то так или иначе сгладить, вместе с тем, проблем в данной сфере остается немало.
Более того, считаем необходимым подчеркнуть, что было бы весьма опрометчивым сбрасывать со счетов угрозы внешнего происхождения для государства и общества: пока единое информационное пространство не сформировано, реальна дезинтеграция отдельных его частей, за которой может вполне последовать и дезинтеграция политического пространства России.
Еще одна черта информационного пространства современной России –неравномерность его развития. Сегодня оно может быть охарактеризовано как крайне неоднородное, ему присущи фрагментарность, мозаичность, очаговость, локализованность в рамках отдельных административно-территориальных образований, содержательная разорванность и даже хаотичность.
Информационные ресурсы, производители информационных услуг, информационно-коммуникационная инфраструктура распространены по территории страны крайне неравномерно, чаще всего без учета реальных потребностей в них институтов гражданского общества и государства.
Существенной проблемой государственного управления деятельностью телекомпаний является отсутствие целевой поддержки, в том числе – финансовой – тем региональным компаниям, которые хотят расширить свой бизнес, выйти на федеральный уровень.

Литература:
1. Федеральный закон РФ от 13.01.1995г. №7-ФЗ (ред. от 12.05.2009) «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»//СЗ РФ. – 1995. — №3. – Ст. 170.
2. Андреев П.Г. Ограничение свободы СМИ в РФ как частный аспект нарушения информационных прав и свобод человека и гражданина // Права человека и проблемы безопасности общества и личности в современной России: материалы II Межрегиональной научно-практической конференции, Волгоград, 4-5 декабря 2008 года. — Волгоград: ПринТерра, 2009.
3. Грибок М.В. Анализ формирования образов регионов России в федеральных информационных программах телевидения с помощью ГИС: Дисс. канд. геогр. наук. – М., 2009.
4. Россошанский А.В. СМИ: вызовы и угрозы информационной безопасности // Политико-правовые основы предпринимательства в России. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию юридического факультета Саратовского университета. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008..