д.б.н., доц. Бобков Г.А. Сидоров А.С. — КОМПЛЕКС СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ТРЕНЕРСКИХ КАДРОВ СПОРТА ИНВАЛИДОВ

0
353

\"\"

Анализ состояния ресурсного и кадрового обеспечения сферы адаптивного спорта в регионах Российской Федерации свидетельствует о значительном числе как положительных моментов, так и проблем, сдерживающих развитие спорта инвалидов. За последние пять лет число субъектов Российской Федерации, развивающих адаптивную физическую культуру и спорт увеличилось с 15 до 42. Число занимающихся спортом инвалидов за последнее десятилетие возросло в три раза и по официальным статистическим данным по состоянию на 1 января 2009 года оно составляло более 192 тыс. человек, или 1,5% среди общего числа инвалидов, а среди детей-инвалидов 32,4 тыс. человек, или 5,86%. На Паралимпийских играх 2008 года команда была представлена 38 субъектами Российской Федерации, на Паралимпийских играх 2004 только 26.

Согласно статистическим данным в Московской области действуют 46 физкультурно-спортивных клубов инвалидов; в 16 детско-юношеских спортивных школах открыты специальные отделения для занятий с детьми с ограниченными физическими возможностями. Постановлением Правительства Московской области (27. 11. 2008 г. №1054-46) создано государственное бюджетное учреждение «Центр спорта инвалидов Московской области», на который возложены обязанности организации учебно-тренировочного процесса и специализированной спортивной подготовки спортсменов-инвалидов. По состоянию на 2011 год 57 спортсменов-инвалидов Московской области входят в состав сборной команды Росси по инвалидному спорту.
Современная практика спорта характерна постоянным поиском эффективных, высокотехнологичных систем подготовки спортсменов, проектированием программ тренировочно-соревновательной деятельности, интенсивным использованием средств фармакологии в процессах восстановления спортивной работоспособности занимающихся.
В тренировочных программах спорта инвалидов формируются традиционные подходы управления тренировочным процессом, с опорой на общие положения современной теории и методики спорта в вопросах режимов тренировочных нагрузок, которые в свою очередь базируются на основах фундаментальных наук- анатомии, физиологии человека, биохимии, психологии, на примерах трудовой и спортивной деятельности, на общих разделах профильного образования – физиологии спорта, морфологии, спортивной психологии, гигиене физических упражнений и др. Вместе с тем многие вопросы ещё остаются нерешёнными. Одной из причин нередко низкой эффективности работы по повышению мастерства паралимпийцев является недостаточный уровень квалификации тренерского состава, инструкторов-методистов, работающих со спортсменами, в том числе с кандидатами в сборные команды России и её резервом.
Тренеры, как правило, недостаточно учитывают специфику морфофункционального состояния спортсменов-инвалидов, заключающегося в том, что, например, у спортсменов с нарушениями опорно-двигательного аппарата совершенно другие соотношения в координации мышц, по сравнению со здоровыми. Недостаток мощности, или полное отсутствие, отдельных мышц или целых мышечных групп, компенсаторно усиливают другие мышечные группы. Это, в свою очередь, приводит к тому, что традиционные методы подготовки спортсменов, совершенно не годятся для подготовки паралимпийцев, поскольку у них совершенно другие синергии между мышцами. Соответственно, методика специальной подготовки по овладению специальными двигательными навыками должна быть совершенно иной. В работе Васильева О.С. предложен структурно-конструктивный подход в методологии построения реабилитационных программ, которая может и должна быть применена не только для реабилитации (в чем, конечно же нуждаются паралимпийцы), но и для развития специальных физических качеств. ( 2).
Общая патология, являясь теоретическим фунда¬ментом клинической медицины, должного места в реабилитации как научно-практической дисципли¬не пока не занимает. Практика разработки реабили¬тационных программ в основном базируется на част¬ной патологии.
В одном из экспериментов проведенном в Центре Бубновского С.М. была зарегистрирована миофасциограмма отражающая посегментарное распределение мышечных напряжений. В одном случае протез у инвалида был прикреплен к ноге, в другом случае протез (как волновод) отсутствовал. Из полученных данных
совершенно очевидно, что отсутствие протеза меняет всю картину мышечного тонуса организма. Соответственно, тренировка общей и специальной, например, мышечной силы должна быть отлична, не говоря о том, что эта методика должна быть отлична от здорового спортсмена.
Тренерский состав спортсменов, представителей спорта высших достижений, с такими явлениями не сталкиваются, но тренеры-паралимпийцев должны знать значительно больше вопросов о том, как должен быть построен процесс тренировочных нагрузок? В этой связи остро стоит вопрос о подготовке профессиональных кадров.
Основные недостатки системы подготовки связаны с отсутствием типовых требований к содержанию программ повышения квалификации тренеров, работающих в системе адаптивного спорта.
Результаты нашего анализа деятельности физкультурно-оздоровительных спортивных клубов инвалидов Московской области свидетельствуют о том, что тренировочные занятия не обеспечены в должной мере программно-методической документацией. Практические занятия со спортсменами-инвалидами сводятся к организации и проведению спортивных соревнований среди небольших групп спортсменов, показывающих высокие спортивные результаты. Содержание профессиональной подготовки тренерского состава и инструкторов, привлекаемых к работе в системе адаптивного спорта, не отвечают требованиям специфики работы с контингентом лиц с ограниченными физическими возможностями. Более того необходима разработка типовой структуры программы в форме модулей специальных разделов образования о нормах тренировочных нагрузок, которые могут быть рекомендованы для различных групп инвалидов, подразделяемых на основании нормативов спортивно-функциональной классификации.
На основании анализа и отмеченных противоречий нами была определена цель работы, заключающаяся в разработке комплексного состава дисциплин по избранному виду спорта для программ повышения квалификации тренерских кадров, работающих в инвалидном спорте. Были сформулированы задачи исследования:
— определить состав типовой структуры программы повышения квалификации для тренеров-преподавателей и инструкторских кадров с объемами по курсовой подготовки (курс – 72час. и курс — 144 час.);
— систематизировать разделы образования по тематике избранного вида спорта в модули, включающие в себя сведения об особенностях воздействия избранной спортивной специализации на организм занимающихся.
Гипотеза исследования – предполагается, что модульно-образовательная модель специальных разделов образования по профилю избранного вида спорта будет способствовать повышению эффекта профессиональной деятельности тренеров-преподавателей и инструкторских кадров, работающих в сфере инвалидного спорта, при условиях изучения:
— норм и требований функциональной классификации спортсменов по их функциональным возможностям для формирования групп;
— правил обеспечения безопасности занимающихся в процессах тренировочно-соревновательной деятельности в избранном виде спорта;
— сведений об особенностях адаптации организма занимающихся к тренировочным нагрузкам и специфике формирования резервов двигательной деятельности в избранном виде спорта;
— данных о функциональной подготовленности спортсменов-инвалидов на протяжении годичного и многолетнего циклов подготовки;
— основ гигиенических знаний, профилактики травматизма и заболеваний, характерных для занимающихся в избранном виде спорта;
— данных о медико-биологических и психолого-педагогических исследований по вопросам отбора, планирования процессов подготовки, коррекции состояний занимающихся в избранном виде спорта.
Для исследования эффективности проекта модульной технологии построения содержания образования в период 2009 года была изучена и систематизирована информация о новых технологиях обучения и современных подходах к построению учебных программ на факультетах повышения квалификации для специалистов, работающих в сфере спорта инвалидов. Материалы разделов образования были сформированы по данным литературных источников, обобщений тематики курсов факультетов повышения квалификации, разделов профессионального образования, прошедших экспертизу и систематизированных по профилю адаптивной физической культуры и спорта.
Анкетный опрос тренерского состава физкультурно-оздоровительных клубов инвалидов московской области, опрос участников международной конференции по классификации спортсменов в декабре 2009года подтвердили необходимость построения комплекса специальных дисциплин по виду спорта.

В этих целях был разработан комплекс специальных дисциплин по следующим модулям:
1. Модуль морфологической характеристики включает в себя – особенности двигательной активности занимающихся избранным видом спорта; морфологическая (модельная) характеристика инвалида-спортсмена; критерии оценки уровня физической и специальной подготовки с учётом морфо-функционального состояния занимающегося; технологии оценки возможностей спортсмена на разных этапах подготовки к соревнованиям; способы использования данных морфологических исследований в планировании и коррекции тренировочных нагрузок инвалидов-спортсменов.
2. Модуль психофизиологических характеристик включает в себя – описание физиологических и психофизиологических характеристик напряжённой мышечной деятельности в избранном виде спорта; особенности психического, нейродинамического, энергетического, двигательного компонентов с учётом уровня подготовленности в избранной спортивной специализации, группы спортивно-функциональной классификации инвалида, ограничений двигательной деятельности, возраста, пола занимающихся; описание методов построения индивидуальных модельных характеристик подготовленности спортсмена; технологии основ планирования и коррекции тренировочных нагрузок.
3. Модуль психологических характеристик занимающихся – сведения о средствах и методах формирования мотиваций, жизненно-важных интересов занимающихся в избранной спортивной специализации; технологии психолого-педагогического анализа деятельности спортсмена в избранном виде спорта; средства, методы и формы коррекции психических состояний; технологии устранения психо-эмоционального утомления спортсмена.
4. Модуль о гигиенических основах обеспечения жизнедеятельности занимающихся включает в себя – сведения о роли экологических факторов и микро-климата тренировочно-соревновательной среды на состояние здоровья занимающихся; особенности планирования режимов напряжённой мышечной деятельности с учётом спортивно-функциональной группы спортсмена-инвалида; гигиенические требования к организации питания спортсменов, особенностей питьевого режима, сведения о средствах и методах восстановления спортивной работоспособности.
5. Модуль о системах контроля за состоянием спортсмена включает в себя – сведения об особенностях педагогических наблюдений за спортсменами на тренировках и соревнованиях; способы оказания первой помощи при перенапряжениях; приёмы доврачебной помощи при травмах; сведения о функциях спортивного врача; сведения о нормативно-правовом регулировании работы тренерского состава и персонала обслуживания спортивной инфраструктуры по вопросам безопасности спортсменов при занятиях спортом.

Применение модульной структуры построения дисциплин специализаций позволяет более эффективно использовать новейшие достижения науки в практике инвалидного спорта, что подтверждено актами внедрения Паралимпийского спорта.
Упорядочение содержания и структуры программ повышения квалификации тренерского состава и специалистов системы адаптивного спорта позволит повысить эффективность их практической деятельности в практике работы с лицами ограниченных физических возможностей.

Литература

1.Бубновский С.М., Бобков Г.А., Пермяков И.А. Миофасциография. / Мат. 10-й Межд. Конф. По кинезитерапии/ 2010 г., Москва, стр 26-45.
2.Васильев О.С, Сучилин Н.Г. Движение в простран¬стве, пространство движения и геометрический образ движения: опыт топологического подхода // Теория и практика физической культуры, 2004, №3. С. 13-21.
3.Гавердовский Ю.К Техника гимнастических упраж¬нений. Популярное пособие. — М.: Терра-Спорт, 20-02.-512 с.
4.Евсеев С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2 т. Т. 1: Введение в специальность. История, организация и общая характеристика адаптивной физической культуры. — 2-е изд., испр. и доп.Москва. – «Советский спорт», — 2005. — 296 с.
5.Медико-биологические и психологические особенности избранного вида спорта.// Экспериментальная программа для тренерского факультета; под ред. проф. Фомина В.С.; — МОГИФК 1985. – 27 с.
6.Судаков К. В. Функциональные системы организма в динамике патологических состояний. // Клиническая медицина №10, 1997, С.4-11