Н.Сокольская — СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЕТCКИХ И ЮНОШЕСКИХ СПОРТИВНЫХ ОБЩЕСТВ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

0
1086
Н.Сокольская  - СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЕТCКИХ И ЮНОШЕСКИХ СПОРТИВНЫХ ОБЩЕСТВ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Проблемы здоровья народа Казахстана в последние годы приобретают исключительно важное значение, в силу следующих причин. Состояние здоровья, физическое развитие и подготовленность молодежи не соответствует требованиям современной жизни. Официальная статистика свидетельствует о том, что число студентов, имеющих серьезные отклонения в состоянии здоровья составляют 30-33% от общего числа обучающихся. Развитие демократических основ казахстанского общества, прекращение деятельности ранее функционирующих детских и молодежных организаций (пионерской, комсомольской), клубных объединений привело в последние годы к образованию новых детских и молодежных объединений. Эти процессы происходят как на республиканском, так и областном уровнях.

Н.Сокольская  - СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЕТCКИХ И ЮНОШЕСКИХ СПОРТИВНЫХ ОБЩЕСТВ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

     В нашем государстве впервые принят Закон \»Об общественных объединениях\». Это способствовало появлению разнообразных детских и юношеских общественных физкультурно-спортивных и других объединений в образовательных учреждениях, по месту жительства, активному поиску и созданию вариативных программ их деятельности.
      Современное детское и молодежное общественное движение состоит из союзов, созданных по профессиональному признаку и по интересам. Возникают новые движения такой направленности, например, спартианское движение. Заметную роль играют детские и молодежные физкультурно-спортивные объединения, возникающие на сегодняшний день стихийно для самоутверждения и самозащиты, реализации своих интересов и запросов.
Стремительность переходного периода привела к существенным изменениям в системе деятельности физкультурно-спортивного, детско-юношеского   движения. Отказ от изживших себя систем, форм их деятельности, оказывающий положительное влияние, привел в то же время к отрицательным явлениям. В первую очередь, к неопределенности как в структуре названных движений, так и в создании механизмов организации их деятельности.
Сфера физической культуры, спорта и туризма, детско-юношеского досуга все в большей мере становится объектом коммерческой деятельности. Она все менее доступна, особенно в крупных городах, для учащейся молодежи из малообеспеченных семей и даже среднеобеспеченных. Это ведет к сокращению возможностей детей и подростков, их семей для избрания видов деятельности во внеурочное время, способствующих творческому и всестороннему развитию их личности.
Наблюдается большая неравномерность в организации детско-юношеских объединений по территории Казахстана. В настоящее время охват детей и подростков различными формами самоорганизации и самоуправления по сравнению с 1985 г. снизился во много раз. Такая тревожная тенденция не позволяет в полной мере осуществлять взаимодействия государственных структур, детских и молодежных объединений.
Но, как показывает анализ, вновь созданные детско-юношеские организации и объединения соответствующей роли в современном обществе, в удовлетворении социальных задач формирования здорового образа жизни пока не играют. У многих руководителей государственных структур, педагогов отсутствует широкое представление о детско-юношеских физкультурно-спортивных объединениях, организациях об их общественном статусе, лидерах и руководителях, о степени самостоятельности и независимости, о характере отношений с государственными учреждениями и т.д. В них не всегда видят партнера в совместной деятельности. Это тормозит процессы развития детско-юношеского физкультурно-спортивного движения. В результате уменьшаются ряды реальных и потенциальных его организаторов. Отсутствует система обеспечения школ инвентарем, оборудованием, спортивной формой. В регионах недостаточно внимания уделяется разработке и осуществлению комплексных программ по опорным видам спорта, несущим ярко выраженную оздоровительную направленность: легкой атлетике, лыжным гонкам, игровым видам спорта.
Ясно, что любое общественное движении, в том числе и детско- юношеское физкультурно- спортивное, несущее общенациональное и социальное значение должно быть подкреплено на уровне региональной политики инициативами местных исполнительных органов, общественных организаций и партий, учебных заведений в частности.
В Актюбинской области и в теории, и на практике делаются значительные шаги в реализации спортивно- массовой политики.
Так например общественное физкультурно- спортивное объединение стало развиваться и плодотворно действовать в области с 2005 года при поддержки областного управления образования.
Понимая высокий гуманистический, социально-культурный потенциал так называемого \»спорта для всех\», т.е. разнообразных форм двигательной активности и спортивных соревнований, имеющих целью укрепление здоровья людей, их отдых, развлечение, общение и т.п. в каждом учебном заведении было введено 24 спортивно- массовых мероприятия, проводимые в течении учебного года. Для поднятия материально- технической базы учебных заведений 80% членских взносов остается в коллективах.
Решая проблему проведения спортивных секции,й внеклассных спортивно- массовых мероприятий, местным исполнительным органам рассмотрена и введена (согласно выписке из протокола заседания правительства РК №20 от 10.07.2007г.) ставка инструктора физической культуры и спорта.
В данный период ведется работа по реконструкции и строительству спортивных площадок. Проводится работа по подготовке приспособленных помещений, что необходимо при проведении не только спортивно- массовых мероприятий, но и третьего часа физкультуры, а также введения раздельного обучения. В каждом районе определены опорные школы, на базе которых проводятся районные и областные соревнования и турниры, а также методические семинары и заседания, совместно с региональным научно- практическим центром физической культуры и спорта.
Надо отметить возросший интерес учащихся к активным занятиям физической культуры и спорта, ведения здорового образа жизни, что свидетельствует улучшению выполнения учебной программы по всем разделам, активизация работы спортивных секций, внешкольных мероприятий и других массовых соревнований.
По результатам за последние 5 лет:

Н.Сокольская  - СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЕТCКИХ И ЮНОШЕСКИХ СПОРТИВНЫХ ОБЩЕСТВ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

 

Н.Сокольская  - СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЕТCКИХ И ЮНОШЕСКИХ СПОРТИВНЫХ ОБЩЕСТВ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Положительный опыт позволил выйти с инициативой создания Центрального совета РФСО «Ел Жастары», которую поддержало и министерство образования и науки и агентство по физической культуре и спорту. 4 декабря 2011 годав рамках Республиканской акции «Дети Казахстана выбирают спорт» была проведена внеочередная отчетно- выборная конференция Республиканского физкультурно- спортивного общества «Ел Жастары», на которую были делегированы начальники областных управлений образования, директора региональных центров физической культуры и спорта, председатели областных советов ФСО «Жастар» и специалисты в сфере физической культуры и спорта.

Решением внеочередной отчетно-  выборной конференции Республиканского физкультурно- спортивного общества «Ел Жастары» постановили:

 Активизировать и восстановить работу физкультурно- спортивного общества «Ел Жастары» во всех областях Республики Казахстан, на примере Актюбинской области, внести изменения в устав и инструкции РФСО «Ел Жастары» в соответствии с принятыми решениями, приказами, постановлениями правительства. Внедрить Республиканский комплекс физической подготовленности «Жастар» для учащихся 1-4 классов к подготовке сдачи нормативов Президентских тестов в организациях образования, способствовать его введению в коллективах физической культуры. Утвердить структуру и статус Республиканского физкультурно спортивного общества в системе отношений с Республиканскими органами исполнительной власти в области образования и спорта,

В современных условиях, когда происходит гумманизация всех сфер социальной жизни, детское физкультурно-спортивное движение приобретает все более ярко выраженный демократический, гуманистический характер.  В этой связи очевидна значимость детского и молодежного, в том числе детско-юношеского физкультурно-спортивного движения, как особого социализационного средства.

 Основными направлениями государственной поддержке деятельности детско-юношеских объединений в ближайшие годы, по нашему мнению, должны стать: совершенствование правой защиты детско-юношеских и молодежных объединений, оказание им финансовой и материальной помощи, усиление сотрудничества с ними государственных структур при решении общих задач. Это должно стать определенным ориентиром для решения социально-педагогических вопросов, повышения роли общественных начал в физкультурном образовании, физическом воспитании, спортивном совершенствовании детей и учащейся молодежи.

 

  Н.Сокольская 

(ОФСО «ЕлЖастары», Республика Казахстан, Актюбинская область)