С позиции теории коммуникативистики взаимодействие между людьми определяется термином «коммуникация» и предполагает обмен информацией в коммуникационном поле [1]. Коммуникационный процесс включает в себя передачу закодированных с помощью символов сообщений от лица (или группы лиц), собирающего информацию и передающего ее (отправителя) лицу (или группе лиц), которому предназначена информация (получателю) [2]. Субъектами коммуникационного поля в рассматриваемом исследовании являются органы государственной власти и общественные объединения (в том числе общественные организации). Органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные) – это основанный государством коллектив людей, осуществляющий государственные функции в определенной сфере деятельности. В соответствии с Федеральным Законом «Об общественных объединениях» общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное для совместной деятельности с целью защиты общих интересов и достижения результатов работы в соответствии с положениями устава. Общественные организации классифицируют по различным основаниям: по территориальному признаку, характеризующему правомочность осуществления деятельности в пределах конкретной территории (международные, общероссийские, межрегиональные, региональные, местные организации), а также по целям и областям деятельности (молодежные, социальные, военно-патриотические, физкультурно-спортивные организации и т.д.).
Взаимодействие органов государственной власти и общественных организаций носит двусторонний характер [11]. Государство через систему органов государственной власти формирует положение общественных организаций, в ряде случаев определяет их соответствие выбранному целевому направлению деятельности, а также разрабатывает меры государственной поддержки. Общественные организации, со своей стороны, принимают участие в формировании и реализации политики государства. В современных условиях необходимо найти комплексное решение проблемы обеспечения эффективного взаимодействия в системе отношений «органы государственной власти — общественные организации». Указанное решение проблемы представлено на примере спортивной отрасли. Привлечение к решению государственных задач в области развития физкультурно-спортивной деятельности организаций общественного сектора через внедрение различных форм взаимодействия — одна из приоритетных задач, стоящих перед спортивной отраслью. Результаты исследования получены в ходе анализа форм статистической отчетности №1-ФК (федеральный и региональный массив данных) и опроса руководящего состава органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта (ФКиС) по вопросам развития отрасли на территориях [3, 10].
Основные субъекты эффективного взаимодействия в системе отношений «государство – общество» в области ФКиС на территориях (27 регионов) представлены в таблице. Субъектами коммуникационного поля в спортивной сфере выступают федеральный и региональные органы исполнительной власти в области ФКиС, с одной стороны. С другой стороны, — это общественно-государственные и общественные объединения (в том числе организации), осуществляющие деятельность в пределах конкретной территории. К ним относятся: федерации, ассоциации, союзы по видам спорта; Общероссийская общественно-государственная организация «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (ДОСААФ России); Общественно-государственное объединение (ОГО) “Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо»” (ВФСО «Динамо»); Общественно-государственное физкультурно-спортивное объединение «Юность России» (ОГФСО «Юность России»); Общероссийская общественная организация “Всероссийское добровольное общество «Спортивная Россия»” (ВДО «Спортивная Россия»); Общероссийский союз общественных объединений “Добровольное спортивное общество «Урожай»” (ДСО «Урожай»), Общественная организация “Российское физкультурно-спортивное общество «Локомотив»” (РФСО «Локомотив») и др.
Таблица – Субъекты эффективного взаимодействия в территориальной системе отношений «государство – общество» в области ФКиС
№ | Субъект государственного
сектора (региональный орган исполнительной власти) |
Субъекты общественно-государственного/ общественного сектора (Общероссийская общественная организация – ООО, региональная общественная организация – РОО) |
1. | Министерство по физической культуре и спорту Амурской области | 54 областные общественные федерации по видам спорта (аккредитованы областные общественные федерации по 41 виду спорта); областные структуры общественных объединений: ДСО «Урожай», Амурское отделение ВФСО «Динамо», ДОСААФ России. |
2. | Министерство физической культуры и спорта Астраханской области | Более 60 спортивных федераций по видам спорта (включая национальные виды спорта). Ведомственные физкультурно-спортивные организации, спортивные клубы в том числе: Астраханская РОО «Спортивная Россия»; Областная организация ВФСО «Динамо»; Региональное отделение ДОСААФ России; Астраханское региональное отделение ОГФСО «Юность России»; Астраханская РОО автомотолюбителей «Мираж». |
3. | Департамент по физической культуре и спорту администрации Владимирской области | 61 региональная федерация по видам спорта (по состоянию на 09.02.2017 в Реестр общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций включены 56 спортивных федераций Владимирской области); ФСО профсоюзов «Россия», ФСО «Динамо», ВДО «Спортивная Россия», РФСО «Локомотив», ДОСААФ России. |
4. | Департамент физической культуры и спорта Вологодской области | 66 спортивных федераций обеспечивают развитие 70 видов спорта. |
5. | Управление физической культуры и спорта Воронежской области | 74 федерации по видам спорта, 47 из них являются региональными отделениями ООО, остальные имеют статус РОО и областных общественных организаций. |
6. | Агентство по спорту Калининградской области | 25 аккредитованных региональных спортивных федераций по 26 видам спорта. |
7. | Министерство спорта и молодежной политики Камчатского края | Более 50 общественных объединений физкультурно-спортивной направленности, из них 40 региональных спортивных федераций по видам спорта имеют государственную аккредитацию на территории. |
8. | Министерство спорта Кировской области | 72 спортивные федерации, 63 из которых аккредитованы по 63 видам спорта; общественные организации – «Совет ветеранов», «Совет инвалидов» и т.д. |
9. | Министерство спорта Красноярского края | 101 аккредитованная региональная спортивная федерация по видам спорта; физкультурно-спортивные общества: краевое отделение ВДО «Спортивная Россия», краевое отделение ДОСААФ России, краевой совет спортивного общества «Динамо», Красноярский региональный комитет ОГФСО «Юность России», спортивное общество профсоюзов «Россия»; Студенческий спортивный союз Красноярского края; РОО ветеранов войны, труда и спорта физкультурно-спортивных организаций Красноярского края. |
10. | Министерства спорта Республики Марий Эл | Федерации по видам спорта, методическое объединением учителей физкультуры, ВСО «Динамо», ОГФСО «Юность России». |
11. | Управление по физической культуре, спорту и туризму Курганской области | 35 спортивных федераций имеют государственную аккредитацию. |
12. | Министерство спорта и физической культуры Республики Мордовии | 37 аккредитованных федераций по видам спорта; 11 некоммерческих общественных организаций (некоммерческие партнерства). |
13. | Департамент спорта и туризма города Москвы | 55 городских спортивных федераций по 58 видам спорта, включенных во Всероссийский реестр видов спорта. Юридический статус федераций: РОО — спортивные федерации. |
14. | Министерство физической культуры и спорта Московской области | 98 общественных организаций Московской области и структурных подразделений (Московских областных отделений) общероссийских спортивных федераций по 112 видам спорта. |
15. | Комитет по физической культуре и спорту Мурманской области | 58 региональных спортивных федераций по 61 виду спорта. |
16. | Министерство спорта Нижегородской области | 85 аккредитованных спортивных федераций по видам спорта. |
17. | Министерство физической культуры, спорта и туризма Оренбургской области | 54 аккредитованные спортивные федерации по видам спорта; РОО «Олимпийский Совет Оренбургской области»; областная организация ВФСО «Динамо»; региональные отделения ДОСААФ России и ОГФСО «Юность России». |
18. | Государственный комитет Псковской области по физической культуре и спорту | 51 федерация по видам спорта. |
19. | Министерство спорта Республики Крым | 75 официальных региональных спортивных федераций (27 — по летним олимпийским видам спорта, 1 — по зимним олимпийским видам спорта; 47 — по неолимпийским видам спорта), из них 44 федерации имеют статус региональных отделений; РОО содействия олимпийскому движению «Олимпийский совет Республики Крым», Крымское региональное отделение Комитета национальных и неолимпийских видов спорта России, Региональная организация ВФСО «Динамо», Крымская республиканская организация ФСО «Колос», РОО “Крымское физкультурно-спортивное общество «Спартак»”. |
20. | Министерство молодежной политики, физической культуры и спорта Рязанской области | 65 аккредитованных спортивных федераций по видам спорта; областные структуры общественных организаций: «Физкультурно-спортивное общество «Россия», ВФСО «Динамо», ОГФСО «Юность России», региональное отделение ДОСААФ России. |
21. | Министерство физической культуры и спорта Свердловской области | 107 общественных организаций, являющихся юридическими лицами по 107 видам спорта; более чем 50 федераций по видам спорта, прошедших аккредитацию; краевые ФСО «Динамо» и ФСО «Юность России»; региональное отделение ДОСААФ России; туристско-спортивный союз «Стрижамент»; краевой Совет ветеранов спорта и др. |
22. | Управление по физической культуре и спорту Тамбовской области | 40 областных федераций по видам спорта; физкультурно-спортивные общества: ОГФСО «Юность России», ВФСО «Динамо»; ассоциация инвалидного спорта «Инваспорт». |
23. | Министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике Удмуртской Республики | 74 региональные спортивные федерации по видам спорта, в том числе 21 – по базовым для Удмуртской Республики видам; Удмуртское региональное отделение ОГФСО «Юность России», Удмуртская республиканская организация ОГО ВФСО «Динамо», РОО «Общество спасения на водах в Удмуртской Республике». |
24. | Министерство физической культуры и спорта Ульяновской области | 65 аккредитованных спортивных федераций по видам спорта; спортивные общества: ВФСО «Динамо», ОГФСО «Юность России»; физкультурно-спортивные организации «Урожай», «Буревестник». |
25. | Министерство физической культуры и спорта Хабаровского края | 85 федераций по видам спорта (из них аккредитованы 67, в стадии экспертной оценки находятся документы 11 региональных федераций); краевая организация ОГО ВФСО «Динамо»; общественное учреждение «Хабаровский краевой физкультурно-спортивный клуб «Спартак», краевой физкультурно-спортивный клуб «Локомотив», региональное отделение «ДОСААФ России», отделение ОГФСО «Юность России», региональное отделение ООО «Союз пенсионеров России». |
26. | Департамент физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры | 47 некоммерческих организаций, из них 14 аккредитованных спортивных федераций. В муниципальных образованиях активно функционируют Советы ветеранов спорта и Советы инвалидов. |
27. | Министерство физической культуры и спорта Чувашской Республики | 59 республиканских спортивных федераций, аккредитованных по 60 видам спорта; республиканские структуры: Студенческий спортивный союз Чувашии, ДСО «Урожай». |
Анализ результатов исследования показал, что в спортивной отрасли сложилась многолетняя практика взаимодействия региональных органов исполнительной власти в области ФКиС и общественных объединений (в том числе общественных организаций) [4]. В своей деятельности субъекты взаимодействия руководствуются основными положениями, определенными в нормативно-правовых актах, обладающих высшей юридической силой: Федеральным законом от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» [8, 9]. В настоящее время в рамках мероприятий по реализации отраслевой Стратегии вопросы эффективного взаимодействия отражены в разработанной Минспортом России коммуникационной стратегии [5, 7]. Активное взаимодействие в спортивной отрасли осуществляется, прежде всего, с федерациями по видам спорта, совместная деятельность которых направлена на реализацию комплекса мер по развитию профильных видов спорта, а также развитие массовой физической культуры, как одного из основных средств вовлечения подрастающего поколения в занятия спортом, привития интереса к здоровьеформирующему и здоровьесберегающему образу жизни; популяризацию видов спорта, увеличение количества отделений и занимающихся по видам спорта в спортивных школах, поддержку спорта высших достижений, проведение на территориях спортивно-массовых и культурно-спортивных мероприятий, обеспечение учебно-тренировочной и соревновательной деятельности сборных команд по видам спорта. Государственная аккредитация федераций по видам спорта проводится в соответствии с регламентом, установленным нормативно-правовым актом (приказом Минспорта России от 01.08.2014 № 663), и подтверждает наличие статуса региональной спортивной федерации [6].
Спортивные федерации, ассоциации по видам спорта осуществляют работу по подготовке и проведению официальных спортивных и физкультурных мероприятий, организации показательных выступлений на общегородских праздниках, награждение лучших спортсменов, лучших судей спортивных федераций, общественников. В целях конструктивного решения вопросов региональные органы исполнительной власти в области ФКиС оказывают содействие спортивным федерациям, ассоциациям по видам спорта и взаимодействуют с ними по следующим направлениям:
— формирование сборных команд по видам спорта;
— формирование и реализация мероприятий Единого календарного плана;
— проведение на территориях чемпионатов, первенств, розыгрышей кубков и других официальных спортивных соревнований, а также всероссийских, региональных, муниципальных соревнований;
— организация и проведение региональных конкурсов «Лучшая спортивная Федерация»;
— подготовка спортивных судей по видам спорта;
— предоставление спортивных сооружений и обслуживающего персонала для организации и проведения соревнований;
— представление документов на присвоение званий, спортивных разрядов;
— работа с активом, ветеранами, молодежью;
— публикация информационных заметок на основе предоставленных информационных материалов, составление анонсов о проводимых соревнованиях и итоговых документов прошедших соревнований, статей о достижениях ведущих спортсменов.
Эффективное взаимодействие субъектов коммуникационного поля (региональных органов исполнительной власти в области ФКиС, региональных отделений ДОСААФ России) отмечается также по направлению развития авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта, военно-патриотического воспитания граждан.
В рамках мероприятий по реализации административной реформы для информирования общественности о государственных функциях и государственных услугах, повышения эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества действуют Советы при главах субъектов по развитию ФКиС. Аналогичным образом решается вопрос участия общественности в управлении отраслью на муниципальных территориях. В муниципальных образованиях созданы общественно-консультативные органы по развитию ФКиС (советы при главах муниципальных образований, координационные и межведомственные советы, собрания общественного актива). На заседаниях муниципальных общественно-консультативных органов рассматриваются вопросы, связанные с состоянием физкультурно-спортивной работы в городах и районах, на спортивных сооружениях; деятельностью общеобразовательных учреждений и детско-юношеских спортивных школ, общественных организаций; проведением городских и районных комплексных мероприятий по видам спорта и др. В целях обеспечения взаимодействия органов исполнительной власти в области ФКиС с институтами гражданского общества, гражданами, общественными, научными, образовательными и иными организациями на федеральном, региональном, муниципальном уровнях управления действуют Общественные советы. Основными задачами Общественных советов являются: подготовка предложений по совершенствованию государственной политики в спортивной отрасли; проведение общественной экспертизы проектов нормативно- правовых актов, касающихся вопросов деятельности органов исполнительной власти в области ФКиС; проведение независимой оценки качества оказания услуг физкультурно-спортивными организациями и др.
Выводы:
- Движение современной России по пути прогресса предполагает формирование развитого гражданского общества, его тесное взаимодействие с государством. Государство через систему органов государственной власти на основе нормативно-правового обеспечения межсекторального взаимодействия определяет отношения с общественными организациями, в том числе разрабатывает меры государственной поддержки. Общественные организации, являясь добровольными объединениями граждан на основе совместных интересов и целей, со своей стороны, принимают участие в формировании и реализации политики государства. Они имеют законодательно закрепленное право «участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объемах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также право выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти» [8]. Необходимость и целесообразность взаимодействия власти и общественных организаций определяется тем, что государство и общественно-добровольческий сектор имеют во многом схожие цели, интересы и функции.
- Решение проблемы эффективности межсекторального взаимодействия представлено на примере спортивной отрасли. В качестве субъектов коммуникационного поля определены территориальные органы исполнительной власти в области ФКиС и территориальные общественно-государственные, общественные объединения (в том числе организации). Показано, что в спортивной отрасли сложилась многолетняя практика взаимодействия, характеризующаяся оптимальной организацией на взаимовыгодных условиях и эффективностью в системе отношений «государство – общество».
Наиболее активными формами взаимодействия власти и общества на территориях, направленными на совершенствование спортивной политики, являются: организация и проведение совместных мероприятий; участие в законотворческом процессе, деятельности общественно-экспертных и методических советов; взаимные консультации, обучение, обмен информацией. Экономическая поддержка организаций общественного сектора проводится государством через систему органов государственной власти посредством предоставления субсидий, грантов, размещения социальных заказов, предоставления налоговых и иных льгот.
Литература
- Гойхман О.Я. Коммуникативистика в современном обществе // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2012. Т. 1. № 1 (1). С. 4–8.
- Изаак С.И. Коммуникации в системе государственно-муниципального управления // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2016. Т. 5. № 6. С. 8-11. (DOI: 10.12737/22771)
- Изаак С.И. Целевые показатели реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам VI междунар. науч.- практ. конф. № 5(6). М., 2017. С. 65-69.
- Паршикова Н.В. Нормативно-правовое обеспечение организации и проведения XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани // Теория и практика физической культуры. 2014. № 1. С. 3-4.
- Паршикова Н.В., Изаак С.И., Малиц В.Н. Развитие физической культуры и спорта: стратегия будущего // Теория и практика физической культуры. 2017. № 12. С. 3-5.
- Приказ Минспорта России от 1 августа 2014 г. № 663 «Об утверждении Порядка проведения государственной аккредитации региональных общественных организаций или структурных подразделений (региональных отделений) общероссийской спортивной федерации для наделения их статусом региональных спортивных федераций и формы документа о государственной аккредитации, подтверждающего наличие статуса региональной спортивной федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/70717638/ (дата обращения: 9.08.2017).
- Приказ Минспорта России от 14.03.2016 № 245 «О плане мероприятий по реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minsport.gov.ru/documents/ministry-orders/29672/ (дата обращения: 9.08.2017).
- Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/10164186/ (дата обращения: 9.08.2017).
- Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/26631 (дата обращения: 9.08.2017).
- Шахрай С.М., Изаак С.И. Анализ реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г. в регионах и муниципальных образованиях // Спорт: экономика, право, управление. 2013. № 4. С. 11-14.
- Якимец В.Н. Межсекторальное социальное партнерство: основы, теория, принципы, механизмы: монография. М.: УРСС, 2004. 382 с.
References.
- Gojhman O.Ja. Kommunikativistika v sovremennom obshhestve // Nauchnye issledovanija i razrabotki. Sovremennaja kommunikativistika. 2012. T. 1. № 1 (1). S. 4–8.
- Izaak S.I. Kommunikacii v sisteme gosudarstvenno-municipal’nogo upravlenija // Nauchnye issledovanija i razrabotki. Sovremennaja kommunikativistika. 2016. T. 5. № 6. S. 8-11. (DOI: 10.12737/22771)
- Izaak S.I. Celevye pokazateli realizacii Strategii razvitija fizicheskoj kul’tury i sporta v Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda // Nauchnyj forum: Innovacionnaja nauka: sb. st. po materialam VI mezhdunar. nauch.- prakt. konf. № 5(6). M., 2017. S. 65-69.
- Parshikova N.V. Normativno-pravovoe obespechenie organizacii i provedenija XXVII Vsemirnoj letnej universiady 2013 goda v g. Kazani // Teorija i praktika fizicheskoj kul’tury. 2014. № 1. S. 3-4.
- Parshikova N.V., Izaak S.I., Malic V.N. Razvitie fizicheskoj kul’tury i sporta: strategija budushhego // Teorija i praktika fizicheskoj kul’tury. 2017. № 12. S. 3-5.
- Prikaz Minsporta Rossii ot 1 avgusta 2014 g. N 663 «Ob utverzhdenii Porjadka provedenija gosudarstvennoj akkreditacii regional’nyh obshhestvennyh organizacij ili strukturnyh podrazdelenij (regional’nyh otdelenij) obshherossijskoj sportivnoj federacii dlja nadelenija ih statusom regional’nyh sportivnyh federacij i formy dokumenta o gosudarstvennoj akkreditacii, podtverzhdajushhego nalichie statusa regional’noj sportivnoj federacii» (s izmenenijami i dopolnenijami) [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/70717638/ (data obrashhenija: 9.08.2017).
- Prikaz Minsporta Rossii ot 14.03.2016 № 245 «O plane meroprijatij po realizacii Strategii razvitija fizicheskoj kul’tury i sporta v Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda» [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.minsport.gov.ru/documents/ministry-orders/29672/ (data obrashhenija: 9.08.2017).
- Federal’nyj zakon ot 19.05.1995 № 82-FZ «Ob obshhestvennyh ob#edinenijah» [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/10164186/ (data obrashhenija: 9.08.2017).
- Federal’nyj zakon ot 04.12.2007 № 329-FZ «O fizicheskoj kul’ture i sporte v Rossijskoj Federacii» [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.kremlin.ru/acts/bank/26631 (data obrashhenija: 9.08.2017).
- Shahraj S.M., Izaak S.I. Analiz realizacii Strategii razvitija fizicheskoj kul’tury i sporta v Rossijskoj Federacii na period do 2020 g. v regionah i municipal’nyh obrazovanijah // Sport: jekonomika, pravo, upravlenie. 2013. № 4. S. 11-14.
- Jakimec V.N. Mezhsektoral’noe social’noe partnerstvo: osnovy, teorija, principy, mehanizmy: monografija. M.: URSS, 2004. 382 s.
Изаак С.И.
Аннотация. В статье отмечается, что государство через систему органов государственной власти определяет отношения с общественными организациями, в том числе разрабатывает меры государственной поддержки. Решение проблемы эффективности межсекторального взаимодействия представлено на примере спортивной отрасли. В качестве субъектов коммуникационного поля определены территориальные органы исполнительной власти и территориальные общественно-государственные, общественные объединения (в том числе организации). Показано, что в спортивной отрасли сложилась многолетняя практика взаимодействия, характеризующаяся оптимальной организацией на взаимовыгодных условиях и эффективностью в системе отношений «государство – общество».