С позиции теории коммуникативистики взаимодействие между людьми определяется термином «коммуникация» и предполагает обмен информацией в коммуникационном поле [1]. Коммуникационный процесс включает в себя передачу закодированных с помощью символов сообщений от лица (или группы лиц), собирающего информацию и передающего ее (отправителя) лицу (или группе лиц), которому предназначена информация (получателю) [2]. Субъектами коммуникационного поля в рассматриваемом исследовании являются органы государственной власти и общественные объединения (в том числе общественные организации). Органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные) – это основанный государством коллектив людей, осуществляющий государственные функции в определенной сфере деятельности. В соответствии с Федеральным Законом «Об общественных объединениях» общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное для совместной деятельности с целью защиты общих интересов и достижения результатов работы в соответствии с положениями устава. Общественные организации классифицируют по различным основаниям: по территориальному признаку, характеризующему правомочность осуществления деятельности в пределах конкретной территории (международные, общероссийские, межрегиональные, региональные, местные организации), а также по целям и областям деятельности (молодежные, социальные, военно-патриотические, физкультурно-спортивные организации и т.д.).

Взаимодействие органов государственной власти и общественных организаций носит двусторонний характер [11]. Государство через систему органов государственной власти формирует положение общественных организаций, в ряде случаев определяет их соответствие выбранному целевому направлению деятельности, а также разрабатывает меры государственной поддержки. Общественные организации, со своей стороны,  принимают участие в формировании и реализации политики государства. В современных условиях необходимо найти комплексное решение проблемы обеспечения эффективного взаимодействия в системе отношений «органы государственной власти — общественные организации». Указанное решение проблемы представлено на примере спортивной отрасли. Привлечение к решению государственных задач в области развития физкультурно-спортивной деятельности организаций общественного сектора через внедрение различных форм взаимодействия — одна из приоритетных задач, стоящих перед спортивной отраслью. Результаты исследования получены в ходе анализа форм статистической отчетности №1-ФК (федеральный и региональный массив данных) и опроса руководящего состава органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта (ФКиС) по вопросам развития отрасли на территориях [3, 10].

Основные субъекты эффективного взаимодействия в системе отношений «государство – общество» в области ФКиС на территориях (27 регионов) представлены в таблице. Субъектами коммуникационного поля в спортивной сфере выступают федеральный и региональные органы исполнительной власти в области ФКиС, с одной стороны. С другой стороны, — это общественно-государственные и общественные объединения (в том числе организации), осуществляющие деятельность в пределах конкретной территории. К ним относятся: федерации, ассоциации, союзы по видам спорта; Общероссийская общественно-государственная организация «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России»  (ДОСААФ России); Общественно-государственное объединение (ОГО) “Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо»” (ВФСО «Динамо»); Общественно-государственное физкультурно-спортивное объединение «Юность России» (ОГФСО «Юность России»); Общероссийская общественная организация “Всероссийское добровольное общество «Спортивная Россия»” (ВДО «Спортивная Россия»); Общероссийский союз общественных объединений “Добровольное спортивное общество «Урожай»” (ДСО «Урожай»), Общественная организация “Российское физкультурно-спортивное общество «Локомотив»” (РФСО «Локомотив») и др.

Таблица –  Субъекты эффективного взаимодействия в территориальной системе отношений «государство – общество» в области ФКиС

Субъект государственного

сектора (региональный орган исполнительной власти)

Субъекты общественно-государственного/  общественного сектора (Общероссийская общественная организация – ООО, региональная общественная организация – РОО)
1. Министерство по физической культуре и спорту Амурской области 54 областные  общественные федерации  по видам спорта (аккредитованы областные общественные федерации по 41 виду спорта); областные структуры общественных объединений: ДСО «Урожай», Амурское отделение ВФСО «Динамо», ДОСААФ России.
2. Министерство физической культуры и спорта   Астраханской области Более 60 спортивных федераций по видам спорта (включая национальные виды спорта). Ведомственные физкультурно-спортивные организации, спортивные клубы в том числе: Астраханская РОО «Спортивная   Россия»;  Областная организация ВФСО «Динамо»; Региональное отделение ДОСААФ России; Астраханское  региональное отделение ОГФСО «Юность России»; Астраханская РОО  автомотолюбителей «Мираж».
3. Департамент по физической культуре и спорту администрации Владимирской области 61 региональная федерация по видам спорта (по состоянию на 09.02.2017 в Реестр общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций включены 56 спортивных федераций Владимирской области); ФСО профсоюзов «Россия», ФСО «Динамо», ВДО «Спортивная Россия», РФСО «Локомотив», ДОСААФ России.
4. Департамент физической культуры и спорта Вологодской области 66 спортивных федераций обеспечивают развитие 70 видов спорта.
5. Управление физической культуры и спорта Воронежской области 74 федерации по видам спорта, 47 из них являются региональными отделениями ООО, остальные имеют статус РОО и областных общественных организаций.
6. Агентство по спорту Калининградской области 25 аккредитованных региональных спортивных федераций по 26 видам спорта.
7. Министерство спорта и молодежной политики Камчатского   края Более 50 общественных объединений физкультурно-спортивной направленности, из них 40 региональных спортивных федераций по видам спорта имеют государственную аккредитацию на территории.
8. Министерство спорта Кировской области 72 спортивные федерации, 63 из которых аккредитованы по 63 видам спорта; общественные организации – «Совет ветеранов», «Совет инвалидов» и т.д.
9. Министерство спорта Красноярского края 101 аккредитованная региональная спортивная федерация по видам спорта; физкультурно-спортивные общества: краевое отделение ВДО «Спортивная Россия», краевое отделение ДОСААФ России, краевой совет спортивного общества «Динамо», Красноярский региональный комитет ОГФСО «Юность России», спортивное общество профсоюзов «Россия»; Студенческий спортивный союз Красноярского края; РОО ветеранов войны, труда и спорта физкультурно-спортивных организаций Красноярского края.
10. Министерства спорта Республики Марий Эл Федерации по видам спорта, методическое объединением учителей физкультуры, ВСО «Динамо», ОГФСО «Юность России».
11. Управление по физической культуре, спорту и туризму Курганской области 35 спортивных федераций имеют государственную аккредитацию.
12. Министерство спорта и физической культуры Республики Мордовии 37 аккредитованных федераций по видам спорта; 11 некоммерческих общественных организаций (некоммерческие партнерства).
13. Департамент спорта и туризма города Москвы 55 городских спортивных федераций по 58 видам спорта, включенных во Всероссийский реестр видов спорта. Юридический статус федераций: РОО — спортивные федерации.
14. Министерство физической культуры и спорта Московской области 98 общественных организаций Московской области и структурных подразделений (Московских областных отделений)  общероссийских спортивных федераций по 112 видам спорта.
15. Комитет по физической культуре и спорту Мурманской области 58 региональных спортивных федераций по 61 виду спорта.
16. Министерство спорта Нижегородской области 85 аккредитованных спортивных федераций по видам спорта.
17. Министерство физической культуры, спорта и туризма Оренбургской области 54 аккредитованные спортивные федерации по видам спорта; РОО «Олимпийский Совет Оренбургской области»; областная организация ВФСО «Динамо»; региональные отделения ДОСААФ России и ОГФСО «Юность России».
18. Государственный комитет Псковской области по физической культуре и спорту 51 федерация по видам спорта.
19. Министерство спорта Республики Крым 75 официальных региональных спортивных федераций (27 — по летним олимпийским видам спорта, 1 — по зимним олимпийским видам спорта; 47 — по неолимпийским видам спорта), из них 44 федерации имеют статус региональных отделений; РОО содействия олимпийскому движению «Олимпийский совет Республики Крым», Крымское региональное отделение Комитета национальных и неолимпийских видов спорта России, Региональная организация ВФСО «Динамо», Крымская республиканская организация ФСО «Колос», РОО “Крымское физкультурно-спортивное общество «Спартак»”.
20. Министерство молодежной политики, физической культуры и спорта Рязанской области 65 аккредитованных спортивных федераций по видам спорта; областные структуры общественных организаций: «Физкультурно-спортивное общество «Россия», ВФСО «Динамо», ОГФСО «Юность России», региональное отделение ДОСААФ России.
21. Министерство физической культуры и спорта Свердловской области 107 общественных организаций, являющихся юридическими лицами по 107 видам спорта; более чем 50 федераций по видам спорта, прошедших аккредитацию; краевые ФСО «Динамо» и ФСО «Юность России»; региональное отделение ДОСААФ России;  туристско-спортивный союз «Стрижамент»; краевой Совет ветеранов спорта и др.
22. Управление по физической культуре и спорту Тамбовской области 40 областных федераций по видам спорта; физкультурно-спортивные общества: ОГФСО «Юность России», ВФСО «Динамо»; ассоциация инвалидного спорта «Инваспорт».
23. Министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике Удмуртской Республики 74 региональные спортивные федерации по видам спорта, в том числе 21 – по базовым для Удмуртской Республики видам; Удмуртское региональное отделение ОГФСО «Юность России», Удмуртская республиканская организация ОГО ВФСО «Динамо», РОО «Общество спасения на водах в Удмуртской Республике».
24. Министерство физической культуры и спорта Ульяновской области 65 аккредитованных спортивных федераций по видам спорта;  спортивные общества: ВФСО «Динамо», ОГФСО «Юность России»; физкультурно-спортивные организации «Урожай», «Буревестник».
25. Министерство физической культуры и спорта Хабаровского края 85 федераций по видам спорта (из них аккредитованы 67, в стадии экспертной оценки находятся документы 11 региональных федераций); краевая организация ОГО ВФСО «Динамо»;  общественное учреждение «Хабаровский краевой физкультурно-спортивный клуб «Спартак», краевой физкультурно-спортивный клуб «Локомотив», региональное отделение «ДОСААФ России», отделение ОГФСО «Юность России», региональное отделение ООО «Союз пенсионеров России».
26. Департамент физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 47 некоммерческих организаций, из них 14 аккредитованных спортивных федераций. В муниципальных образованиях активно функционируют Советы ветеранов спорта и Советы инвалидов.
27. Министерство физической культуры и спорта Чувашской Республики 59 республиканских спортивных федераций, аккредитованных по 60 видам спорта; республиканские структуры: Студенческий спортивный союз Чувашии, ДСО «Урожай».

Анализ результатов исследования показал, что в спортивной отрасли сложилась многолетняя практика взаимодействия региональных органов исполнительной власти в области ФКиС и общественных объединений (в том числе общественных организаций) [4]. В своей деятельности субъекты взаимодействия руководствуются основными положениями, определенными в нормативно-правовых актах, обладающих высшей юридической силой: Федеральным законом от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» [8, 9]. В настоящее время в рамках мероприятий по реализации отраслевой Стратегии вопросы эффективного взаимодействия отражены в разработанной Минспортом России коммуникационной стратегии [5, 7]. Активное взаимодействие в спортивной отрасли осуществляется, прежде всего, с федерациями по видам спорта, совместная деятельность которых направлена на реализацию комплекса мер по развитию профильных видов спорта, а также развитие массовой физической культуры, как одного из основных средств вовлечения подрастающего поколения в занятия спортом, привития интереса к здоровьеформирующему и здоровьесберегающему образу жизни; популяризацию видов спорта, увеличение количества отделений и занимающихся по видам спорта в спортивных школах, поддержку спорта высших достижений, проведение на территориях спортивно-массовых и культурно-спортивных мероприятий, обеспечение учебно-тренировочной и соревновательной деятельности сборных команд по видам спорта. Государственная аккредитация федераций по видам спорта проводится в соответствии с регламентом, установленным нормативно-правовым актом (приказом Минспорта России от 01.08.2014 № 663), и подтверждает наличие статуса региональной спортивной федерации [6].

Спортивные федерации, ассоциации по видам спорта осуществляют работу по подготовке и проведению официальных спортивных и физкультурных мероприятий, организации показательных выступлений на общегородских праздниках, награждение лучших спортсменов, лучших судей спортивных федераций, общественников. В целях конструктивного решения вопросов региональные органы исполнительной власти в области ФКиС оказывают содействие спортивным федерациям, ассоциациям по видам спорта и взаимодействуют с ними по следующим направлениям:

— формирование сборных команд по видам спорта;

— формирование и реализация мероприятий  Единого календарного плана;

— проведение на территориях чемпионатов, первенств, розыгрышей кубков и других официальных спортивных соревнований, а также всероссийских, региональных, муниципальных соревнований;

— организация и проведение региональных конкурсов «Лучшая спортивная Федерация»;

— подготовка спортивных судей по видам спорта;

— предоставление спортивных сооружений и обслуживающего персонала для организации и проведения соревнований;

— представление документов на присвоение званий, спортивных разрядов;

— работа с активом, ветеранами, молодежью;

— публикация информационных заметок на основе предоставленных информационных материалов, составление анонсов о проводимых соревнованиях и итоговых документов прошедших соревнований, статей о достижениях  ведущих спортсменов.

Эффективное взаимодействие субъектов коммуникационного поля (региональных органов исполнительной власти в области ФКиС, региональных отделений ДОСААФ России) отмечается также по направлению развития авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта, военно-патриотического воспитания граждан.

В рамках мероприятий по реализации административной реформы для информирования общественности о государственных функциях и государственных услугах, повышения эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества действуют Советы при главах субъектов по развитию ФКиС. Аналогичным образом решается вопрос участия общественности в управлении отраслью на муниципальных территориях. В муниципальных образованиях созданы общественно-консультативные органы по развитию ФКиС (советы при главах муниципальных образований, координационные и межведомственные советы, собрания общественного актива). На заседаниях муниципальных общественно-консультативных органов рассматриваются вопросы, связанные с состоянием физкультурно-спортивной работы в городах и районах, на спортивных сооружениях; деятельностью общеобразовательных учреждений и детско-юношеских спортивных школ, общественных организаций; проведением городских и районных комплексных мероприятий по видам спорта и др. В целях обеспечения взаимодействия органов исполнительной власти в области ФКиС с институтами гражданского общества, гражданами, общественными, научными, образовательными и иными организациями на федеральном, региональном, муниципальном уровнях управления действуют Общественные советы. Основными задачами Общественных советов являются: подготовка предложений по совершенствованию государственной политики в спортивной отрасли; проведение общественной экспертизы проектов нормативно- правовых актов, касающихся вопросов деятельности органов исполнительной власти в области ФКиС; проведение независимой оценки качества оказания услуг физкультурно-спортивными организациями и др.

Выводы:

  1. Движение современной России по пути прогресса предполагает формирование развитого гражданского общества, его тесное взаимодействие с государством. Государство через систему органов государственной власти на основе нормативно-правового обеспечения межсекторального взаимодействия определяет отношения с общественными организациями, в том числе разрабатывает меры государственной поддержки. Общественные организации, являясь добровольными объединениями граждан на основе совместных интересов и целей, со своей стороны, принимают участие в формировании и реализации политики государства. Они имеют законодательно закрепленное право «участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объемах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также право выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти» [8]. Необходимость и целесообразность взаимодействия власти и общественных организаций определяется тем, что государство и общественно-добровольческий сектор имеют во многом схожие цели, интересы и функции.
  2. Решение проблемы эффективности межсекторального взаимодействия представлено на примере спортивной отрасли. В качестве субъектов коммуникационного поля определены территориальные органы исполнительной власти в области ФКиС и территориальные общественно-государственные, общественные объединения (в том числе организации). Показано, что в спортивной отрасли сложилась многолетняя практика взаимодействия, характеризующаяся оптимальной организацией на взаимовыгодных условиях и эффективностью в системе отношений «государство – общество».

Наиболее активными формами взаимодействия власти и общества на территориях, направленными на совершенствование спортивной политики, являются:  организация и проведение совместных мероприятий; участие в  законотворческом процессе, деятельности общественно-экспертных и методических советов;  взаимные консультации, обучение, обмен информацией. Экономическая поддержка организаций общественного сектора проводится государством через систему органов государственной власти посредством предоставления субсидий, грантов, размещения социальных заказов, предоставления налоговых и иных льгот.

Литература

  1. Гойхман О.Я. Коммуникативистика в современном обществе // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2012. Т. 1. № 1 (1). С. 4–8.
  2. Изаак С.И. Коммуникации в системе государственно-муниципального управления // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2016. Т. 5. № 6. С. 8-11. (DOI: 10.12737/22771)
  3. Изаак С.И. Целевые показатели реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам VI междунар. науч.- практ. конф. № 5(6). М., 2017. С. 65-69.
  4. Паршикова Н.В. Нормативно-правовое обеспечение организации и проведения XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани // Теория и практика физической культуры. 2014. № 1. С. 3-4.
  5. Паршикова Н.В., Изаак С.И., Малиц В.Н. Развитие физической культуры и спорта: стратегия будущего // Теория и практика физической культуры. 2017. № 12. С. 3-5.
  6. Приказ Минспорта России от 1 августа 2014 г. № 663 «Об утверждении Порядка проведения государственной аккредитации региональных общественных организаций или структурных подразделений (региональных отделений) общероссийской спортивной федерации для наделения их статусом региональных спортивных федераций и формы документа о государственной аккредитации, подтверждающего наличие статуса региональной спортивной федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/70717638/ (дата обращения: 9.08.2017).
  7. Приказ Минспорта России от 14.03.2016 № 245 «О плане мероприятий по реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minsport.gov.ru/documents/ministry-orders/29672/ (дата обращения: 9.08.2017).
  8. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/10164186/ (дата обращения: 9.08.2017).
  9. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/26631 (дата обращения: 9.08.2017).
  10. Шахрай С.М., Изаак С.И. Анализ реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г. в регионах и муниципальных образованиях // Спорт: экономика, право, управление. 2013. № 4. С. 11-14.
  11. Якимец В.Н. Межсекторальное социальное партнерство: основы, теория, принципы, механизмы: монография. М.: УРСС, 2004. 382 с.

References.

  1. Gojhman O.Ja. Kommunikativistika v sovremennom obshhestve // Nauchnye issledovanija i razrabotki. Sovremennaja kommunikativistika. 2012. T. 1. № 1 (1). S. 4–8.
  2. Izaak S.I. Kommunikacii v sisteme gosudarstvenno-municipal’nogo upravlenija // Nauchnye issledovanija i razrabotki. Sovremennaja kommunikativistika. 2016. T. 5. № 6. S. 8-11. (DOI: 10.12737/22771)
  3. Izaak S.I. Celevye pokazateli realizacii Strategii razvitija fizicheskoj kul’tury i sporta v Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda // Nauchnyj forum: Innovacionnaja nauka: sb. st. po materialam VI mezhdunar. nauch.- prakt. konf. № 5(6). M., 2017. S. 65-69.
  4. Parshikova N.V. Normativno-pravovoe obespechenie organizacii i provedenija XXVII Vsemirnoj letnej universiady 2013 goda v g. Kazani // Teorija i praktika fizicheskoj kul’tury. 2014. № 1. S. 3-4.
  5. Parshikova N.V., Izaak S.I., Malic V.N. Razvitie fizicheskoj kul’tury i sporta: strategija budushhego // Teorija i praktika fizicheskoj kul’tury. 2017. № 12. S. 3-5.
  6. Prikaz Minsporta Rossii ot 1 avgusta 2014 g. N 663 «Ob utverzhdenii Porjadka provedenija gosudarstvennoj akkreditacii regional’nyh obshhestvennyh organizacij ili strukturnyh podrazdelenij (regional’nyh otdelenij) obshherossijskoj sportivnoj federacii dlja nadelenija ih statusom regional’nyh sportivnyh federacij i formy dokumenta o gosudarstvennoj akkreditacii, podtverzhdajushhego nalichie statusa regional’noj sportivnoj federacii» (s izmenenijami i dopolnenijami) [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/70717638/ (data obrashhenija: 9.08.2017).
  7. Prikaz Minsporta Rossii ot 14.03.2016 № 245 «O plane meroprijatij po realizacii Strategii razvitija fizicheskoj kul’tury i sporta v Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda» [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.minsport.gov.ru/documents/ministry-orders/29672/ (data obrashhenija: 9.08.2017).
  8. Federal’nyj zakon ot 19.05.1995 № 82-FZ «Ob obshhestvennyh ob#edinenijah» [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/10164186/ (data obrashhenija: 9.08.2017).
  9. Federal’nyj zakon ot 04.12.2007 № 329-FZ «O fizicheskoj kul’ture i sporte v Rossijskoj Federacii» [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.kremlin.ru/acts/bank/26631 (data obrashhenija: 9.08.2017).
  10. Shahraj S.M., Izaak S.I. Analiz realizacii Strategii razvitija fizicheskoj kul’tury i sporta v Rossijskoj Federacii na period do 2020 g. v regionah i municipal’nyh obrazovanijah // Sport: jekonomika, pravo, upravlenie. 2013. № 4. S. 11-14.
  11. Jakimec V.N. Mezhsektoral’noe social’noe partnerstvo: osnovy, teorija, principy, mehanizmy: monografija. M.: URSS, 2004. 382 s.

Изаак С.И.

Аннотация. В статье отмечается, что государство через систему органов государственной власти определяет отношения с  общественными организациями, в том числе разрабатывает меры государственной поддержки. Решение проблемы эффективности межсекторального взаимодействия представлено на примере спортивной отрасли. В качестве субъектов коммуникационного поля определены территориальные органы исполнительной власти и территориальные общественно-государственные, общественные объединения (в том числе организации). Показано, что в спортивной отрасли сложилась многолетняя практика взаимодействия, характеризующаяся оптимальной организацией на взаимовыгодных условиях и эффективностью в системе отношений «государство – общество».