Колокольцев М.М.: «ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОК ВУЗА С УЧЕТОМ ТИПА КОНСТИТУЦИИ»

0
308

\"\"Проблема оценки конституции имеет чрезвычайно важное теоретическое и практическое значение для физической культуры и спорта. Она даёт возможность получить интегральные, целостные характеристики, оценить особенности реактивности организма, своеобразие его отношений с окружающей средой.

В связи с этим актуальность конституционально-типологического подхода в комплексном исследовании организма является научно-обоснованной и востребованной временем.

Доказано, что морфологическое проявление конституции – соматический тип является критерием состояния здоровья и двигательной активности. Таким образом, современные представления теории и методики физического воспитания, медицины сходятся во мнении о необходимости учета индивидуальных особенностей развития и состояния человека.

 

По мнению Дорохова Р.Н.; В.В. Зайцевой, значительное повышение эффективности и мотивации к занятиям физической культурой и спортом достигается при использовании методик и средств достижения каждым человеком его индивидуальной нормы на основе выявления конституционально-типологической принадлежности.

\"\"

Проблема оценки конституции имеет чрезвычайно важное теоретическое и практическое значение для физической культуры и спорта. Она даёт возможность получить интегральные, целостные характеристики, оценить особенности реактивности организма, своеобразие его отношений с окружающей средой.

В связи с этим актуальность конституционально-типологического подхода в комплексном исследовании организма является научно-обоснованной и востребованной временем.

Доказано, что морфологическое проявление конституции – соматический тип является критерием состояния здоровья и двигательной активности. Таким образом, современные представления теории и методики физического воспитания, медицины сходятся во мнении о необходимости учета индивидуальных особенностей развития и состояния человека.

По мнению Дорохова Р.Н.; В.В. Зайцевой, значительное повышение эффективности и мотивации к занятиям физической культурой и спортом достигается при использовании методик и средств достижения каждым человеком его индивидуальной нормы на основе выявления конституционально-типологической принадлежности.

Различия между представителями разных конституционных типов приводят к отличиям в структуре их двигательных возможностей. Это согласуется с выводами Б.А. Никитюка о том, что соматотип это основной маркер конституции человека.

В последние годы в Иркутском регионе проводились исследования по оценке и анализу лишь типо-морфологического статуса девушек в возрасте 17-20 лет. Поэтому актуально провести дополнительные исследования по выявлению содержания и характера взаимосвязи между показателями физической подготовленности и типологическими характеристиками телосложения студенток в сочетании с их возрастными категориями.

Нами     обследовано 1403 девушек в возрасте от 17 до 20 лет, студенток Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета. В выборку входили девушки, родившиеся и постоянно проживающие на территории Иркутской области. В работе применяли стандартную антропометрическую методику В.В. Бунака (1941).

Из имеющихся в литературе схем конституциональной диагностики и соматотипирования использовали методику Р.Н. Дорохова, В.Г. Петрухина (1989), которая разработана для оценки соматотипа растущего организма и прошла апробацию в клинической и педагогической практике. Методика основана на комплексной метрической оценке морфологических признаков по независимым уровням варьирования: габаритному уровню варьирования (ГУВ), пропорциональному (ПУВ), компонентному (КУВ) и варианту развития (ВР). Оценку ГУВ признаков проводили с учетом длины и массы тела обследуемых, выделяя: три основных соматических типа — макросомный (МаС), мезосомный (МеС), микросомный (МиС), два крайних — наносомный (НаС) и мегалосомный (МегС) и два переходных — микромезосомный (МиМеС) и мезомакросомный (МеМаС) тип.

Определение ВР проводили по 9 соматическим показателям с учетом обхватных размеров плеч, таза и длиннотного размера туловища.

Оценка габаритного варьирования студенток (ГУВ) производилась по длине и массе тела, которые переводятся раздельно в условные единицы с использованием специальных таблиц.

Студентки учебных групп посещали занятия по физической культуре 2 раза в неделю, (1-2 курсы обучения) и 1 раз (3-4 курсы) продолжительностью 90 мин каждое, которые проводились согласно требований ГОС второго поколения (Примерная учебная программа для высших учебных заведений по дисциплине «Физическая культура», 2000) – преимущественно с использованием системы фитнес-аэробики, направленной на воспитание всех основных двигательных способностей.

Для оценки основных двигательных качеств студенток использовались тесты, разработанные Всероссийским научно-исследовательским институтом физической культуры. Для оценки быстроты тест — бег на 20 м с хода (сек); скоростной выносливости и ловкости — челночный бег 10 раз х5 м(сек); силы и силовой выносливости мышц верхнего плечевого пояса — вис (сек); скоростно-силовой выносливости мышц сгибателей туловища — подъем туловища (раз); гибкости-наклоны туловища (см); динамической силы мышц нижних конечностей-прыжок в длину с места (см); выносливости тест-бег 5 мин (м).

Рассчитывали среднее арифметическое значение показателей (М), среднеквадратичное отклонение (s) и стандартную ошибку (m). Оценка достоверности различий средних величин независимых выборок проводилась с помощью t-критерия Стьюдента. Различия между значениями показателей при уровне Р<0,05 считали статистически значимым.

Установлено, что внутри возрастной группы показатели физического развития дифференцируются типом телосложения. Так, студентки НИ ИрГТУ 17-20 лет различных конституциональных групп существенно различаются внутри каждой возрастной группы не только по средним значениям тотальных размеров тела, но и по двигательным возможностям.

Девушки МаС типа наиболее высокорослые: средний показатель длины тела в возрасте 17 лет составил 173,6±1,0 см, в 20 лет 173,7±0,6см. Наиболее низкорослыми были иркутянки МиС типа: длина тела соответственно равна 155,3±0,6; 157,3±0,6 см.       Значительно выражены различия показателей массы тела у испытуемых разных типов телосложения. Студентки МаС типа существенно превосходят других обучающихся по показателям массы тела. Их вес колеблется от 67,2±1,2 до 71,2±1,8 кг. Девушки МиС типа имеют самые низкие значения весовых характеристик (47,2±0,8-49,2±0,7 кг).

Сбалансированное соотношение длины и массы тела выявлено у девушек всех возрастных групп МеМаС, МеС, МиМеС типов (50,4±0,3-60,7±0,6 кг).

Наибольшее значение показателя ОГК регистрируется у 20-ти летних студенток МаС типа — 93,0±1,1, а наименьшее у представительниц МиС -82,6±0,5 см. У девушек других соматотипов значение показателя ОГК колеблется от 89,1±0,6 до 84,6±0,3 см.

Иркутянки разных конституциональных соматотипов различаются по уровням двигательных возможностей. Во всех возрастных группах наименьшее значение показателей скоростной выносливости и ловкости (челночный бег 10 раз х 5 м) регистрируются у 18–ти летних представительниц МеС (20,3±0,1с), а наибольшие у 20-ти летних девушек МаС (22,5±0,3с, Р<0,05) типа конституции.

При изучении быстроты – «Бег на 20 м, с ходу»– более высокие результаты показали  20-ти летние представительницы МиС типа конституции (3,2±0,06 с), а наименьшими – 17–ти летние девушки МаС (5,5±1,2 с, Р<0,05). Это, по-видимому, связано с избыточной массой тела представительниц макросомного типа телосложения, что затрудняет достижение высоких результатов в беговых теста.

Установлено, что в процессе учебных занятий физической культурой в вузе происходит улучшения физического качества быстроты во всех типах конституции. При этом самый низкий процент улучшения показателя быстроты от 17 к 20 годам зарегистрирован у представительниц МаС – 14,5%, а наибольший -31,9% у девушек МиС типов конституции.

В двигательном тесте на выносливость (бег 5 минут) более высокое значение показателя установлено у девушек МиС типа конституции. За 5 минут они в среднем пробежали дистанцию 1082,3±14,3 м.

У представительниц МаС типа телосложения эта дистанция была в 1,3 раза меньше (806,0±52,0 м, Р<0,05). Представительницы других конституциональных типов занимают по выносливости промежуточное положение между этими крайними соматотипами. У девушек всех типов конституции к 19 годам происходит повышение уровня выносливости. В этот период занятия физической культурой проводятся более активным образом, 2 раза в неделю. С переходом на 3 курсе обучения на 1 разовые в неделю занятия по дисциплине, происходит снижение выносливости, о чем могут свидетельствовать результаты в тесте бег 5 минут в возрасте 20 лет.

В тесте «Вис», характеризующим силовые способности мышц верхнего плечевого пояса, значимо наилучшие значения по показателям силы мышц имеют представительницы МеС соматотипа (12,8±0,4 с), а у МаС результат в 2,1 раза меньше (6,1±0,9 с). Положительная динамика увеличения с возрастом этого показателя отмечена лишь у представительниц МеМаС и МеС типа конституции (Р<0,05).

При тестировании скоростно-силовой выносливости мышц туловища (подъем туловища) – значимых различий среди представительниц различных соматических типов не выявляется во всех возрастах, что, по-видимому, объясняется отсутствием связи между этим двигательным качеством и конституциональными особенностями человека в этом возрастном интервале.

Наибольшее значение показателя в тесте на гибкость (наклон туловища) зарегистрировано у 19-ти летних девушек МиМеС (17,2±0,5 см) типа, а наименьшее у 18-ти летних представительниц МиС типа конституции (11,0±1,2 см). Достоверное увеличение гибкости от 17 до 20 лет, связанной с занятиями фитнес-аэробикой в вузе, отмечено у трех из пяти типов конституции (МеС, МиМеС, МиС).

Высокое значение показателя в прыжке в длину с места, установлено у 17-летних девушек МеС типа -155,9±2,1, а низкое у 19 летних МеМаС — 145,2±1,9 см. Не отмечено улучшения результатов в тесте с возрастом, что свидетельствует о необходимости увеличения нагрузки на мышцы нижних конечностей во время учебных занятий по физической культуре.                             Не установлено достоверных отличий значения показателя ЧСС за 10 с от типа конституции. Обращает на себя внимание достоверное снижение значения ЧСС с возрастом, что может свидетельствовать об адаптации сердечно-сосудистой системы (ССС) к физической нагрузке и расценивается как положительный эффект занятий физической культурой в вузе. Положительное значение двигательной нагрузки на ССС отмечено в значении показателя систолического артериального давления, которое достоверно снижается с 17 до 19 лет, когда обучение на кафедре физической культуры проходит 2 раза в неделю. С переходом на одноразовые занятия с 3 курса обучения значение показателя систолического давления повышается в 20 лет и не отличается от величины в 17 лет.

Выводы.

1.Девушки МаС типа существенно превосходят других занимающихся по показателям длины и веса тела, а студентки МиС типа имеют выраженный недостаток весовых характеристик. Наиболее сбалансированное соотношение длины и веса тела выявлено у представительниц МеС типа конституции.

2.Студентки различных конституциональных типов телосложения имеют типоспецифическую структуру моторики — свои ведущие физические способности и качества, для развития которых необходимы специфические наборы физических упражнений и методов, свои двигательные режимы в учебной программе вуза.

3. В большинстве случаев МеС и МиС типов телосложения имеют преимущество перед своими соперниками, особенно в уровнях развития скоростных, силовых, скоростно-силовых и координационных способностей. У этих конституциональных соматотипов установлен и высокий уровень развития выносливости, а девушки МаС типа телосложения заметно уступают в результативности двигательных действий. Избыточная масса тела представительниц этого соматотипа затрудняет достижение высоких результатов в беговых и силовых тестах.Наибольшие показатели гибкости зарегистрированы у девушек МиМеС, а наименьшие у МиС типов конституции.

4.Результаты исследований указывают на необходимость дифференцированной физической подготовки студенток в зависимости от их конституциональных типов. На учебных занятиях по физическому воспитанию с использованием фитнес-технологий, рекомендуется учитывать особенности телосложения девушек.

 

М.М. Колокольцев, Е.А. Койпышева, М.О. Рыкова

 

   Россия, г.Иркутск, Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет