Итоги III ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНГРЕССА ПО ЭЛЕКТРОННОЙ ДЕМОКРАТИИ

0
949
Итоги III ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНГРЕССА ПО ЭЛЕКТРОННОЙ ДЕМОКРАТИИ

15-16 мая 2014 года в Москве в Общественной палате РФ при поддержке Временной комиссии по развитию информационного общества Совета Федерации ФС РФ, Министерства регионального развития РФ и Торгово-промышленной палаты РФ состоялся Третий Федеральный конгресс по электронной демократии: «Образы будущего – в зеркале цифрового суверенитета…». В пленарном заседании, панельных дискуссиях, семинарах и мастер-классах двухдневного конгресса приняли участие 472 делегата из 61 субъекта РФ – представители органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, некоммерческих организаций, научно-образовательного сообщества и СМИ.

Итоги III ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНГРЕССА ПО ЭЛЕКТРОННОЙ ДЕМОКРАТИИ

Организатор Конгресса – Российское Агентство развития информационного общества «РАРИО» при участии Общероссийского совета некоммерческих организаций. Организационные партнеры – Общественная палата РФ, Общественное движение «Молодые юристы России», МГГУ им. М.А. Шолохова.
На конгрессе, проходившем под девизом «Образы будущего – в зеркале цифрового суверенитета», были обсуждены вопросы по осуществлению государственной политики в области развития информационного общества и электронной демократии, проанализирована эффективность механизмов внедрения крауд-технологий в деятельность органов государственной власти, бизнеса и общественных структур, а также меры по предупреждению внешнего вмешательства и предотвращению «цветных революций» в условиях современного информационного общества. Особое внимание было уделено обеспечению технологической независимости и цифрового суверенитета России.
Торжественное открытие III Федерального конгресса по электронной демократии состоялось 15 мая в Большом конференц-зале Общественной палаты РФ. Открывший Конгресс председатель Организационного комитета, председатель президиума Общероссийского совета некоммерческих организаций, руководитель Российского Агентства развития информационного общества (РАРИО) Александр АЙГИСТОВ в своем вступительном слове отметил, что в этот раз у Конгресса достаточно сильная экспертная поддержка, т.к. в подготовке мероприятий принимали активное участие Российская академия наук, Аналитическая ассоциация Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Агентство стратегических инициатив, Экспертный центр электронного государства, Российская ассоциация по связям с общественностью, Центр технологий электронного правительства НИУ ИТМО и Институт электронного государства.
Председатель пленарного заседания сообщил, что в адрес делегатов Конгресса поступили приветствия и поздравительные письма от известных государственных и общественных деятелей, представителей некоммерческих организаций и экспертного сообщества.
Помощник Президента РФ Игорь ЩЕГОЛЕВ в своем приветствии Конгрессу сравнил наше время с эпохой географических открытий, когда каждый имел возможность внести свой вклад в формирование картины мира, освоение неизведанных ранее территорий, выстраивание отношений с соседями: точно так же и сейчас раздвигаются горизонты цифрового мира, наносятся на «карту» новые области, вырабатываются правила взаимодействия в новых условиях. С новыми возможностями, считает Игорь ЩЕГОЛЕВ, появляются и новые задачи, в поиске решений для которых активно участвуют общественные организации. Это и защита персональных данных граждан, и правовое регулирование отношений пользователей сети Интернет, в т.ч. с транснациональными интернет-компаниями, и борьба с кибертерроризмом.
По мнению помощника Президента РФ, государство многое делает в этих направлениях. На законодательном уровне уже предусмотрена система мер, защищающая детей от нежелательного контента, а также интересы правообладателей в сфере авторских прав. На организационном и технологическом уровнях созданы инфраструктура электронного правительства, «Российская общественная инициатива», проводятся интернет-выборы в ОП РФ, информационные технологии применяются, чтобы обеспечить прозрачность выборных процедур и единого государственного экзамена.
Секретарь Общественной палаты РФ, академик Евгений ВЕЛИХОВ также отметил в своем приветствии, что развитие гражданского общества в XXI веке невозможно представить без информационных технологий. В связи с этим осуществление государственной политики в области электронной демократии, а также проработка мер по предупреждению внешнего вмешательства являются чрезвычайно важными и актуальными задачами.
Руководитель Российского Агентства развития информационного общества «РАРИО», председатель президиума Общероссийского совета некоммерческих организаций Александр АЙГИСТОВ подчеркнул, что сегодня информационные технологии должны рассматриваться в единстве не только их технической, математической и экономической сторон. По его мнению, очень важна коммуникационно-теоретическая, социальная, моральная и гуманитарно-психологическая составляющие, это особенно актуально у нас в стране, где до сих пор используется исключительно технократический подход, который существенно увеличивает социально-политические риски, приводит к неминуемому застою отрасли.
В качестве примера общественный деятель привел ситуацию, когда при внедрении для населения новых государственных информационных сервисов и продуктов не проводятся комплексные исследования спроса на эти предложения, не делается это как «до», так и «после». В итоге для граждан очень часто конструируются малоэффективные, неудобные, а, зачастую, и вовсе бесполезные порталы и системы. И, конечно, в этой ситуации, по мнению докладчика, не может не встать вопрос о результативности или даже смысле всех затрат бюджетных средств.
Критикуя в этой связи ход работы над совершенствованием Единого портала государственных и муниципальных услуг, Александр АЙГИСТОВ выразил озабоченность не только громоздкой и затратной по усилиям процедуре регистрации гражданина как пользователя портала, но и невозможностью получения многих госуслуг, представленных на портале как «оказываемые»! Заявка гражданина может быть принята, зарегистрирована и направлена в ответственное ведомство, но оттуда – ни информации о ходе выполнения, ни, тем более, результата может так никогда и не прийти. Особенно часто претензии к такому обслуживанию возникают по межведомственным госуслугам.
В связи с вышеизложенным, Александр АЙГИСТОВ предложил внести кардинальные изменения как в организацию межведомственного проектирования и создания государственных и муниципальных услуг, так и в научную (методологичесмую) основу перевода услуг в электронный вид: государственные услуги должны в первую очередь быть ориентированы на решение проблемы гражданина, а не на формат работы органов власти.
Именно поэтому, по мнению Александра АЙГИСТОВА, нужно разрабатывать новую концепцию развития информационного общества как доктрину комплексной информационной и материальной среды обитания человека. И здесь, цитирует докладчик главу государства Владимира ПУТИНА «… необходима широкая общественная дискуссия, причём с практическими результатами, когда общественные инициативы становятся частью государственной политики и общество контролирует их исполнение».
В заключение Александр АЙГИСТОВ отметил, что мы теперь живем в новой социально-экономической реальности, где проблемы развития информационного общества и общества гражданского неразделимы. А новый этап развития информационного общества перешел в принципиально новое качество: особое обращение государства к гражданину.
Мысль о единстве информационного и гражданского общества продолжил губернатор Ульяновской области Сергей МОРОЗОВ, который в своем выступлении посетовал на то, что в связи с проникновением сети Интернет с её огромными возможностями в нашу жизнь, появляются и серьёзные проблемы по защите информационного пространства от глобальных угроз, которые ощущаются в регионах, независимо от их геополитического положения. Звучат предложения вернуться полностью к российским электронным технологиям, как это было в советское время. Но, по мнению главы региона, все шаги необходимо тщательно продумывать и соблюдать баланс между информационной безопасностью наших граждан и неизбежной технологической глобализацией.
IT-сектор является одним из локомотивов экономического развития, особенно в таких регионах, как Ульяновская область, продолжил губернатор. У нас нет крупных месторождений углеводородов, но наша земля богата талантами. Современные технологии позволяют многим нашим землякам реализовать себя в программировании, в творчестве, в науке, в IT-бизнесе, не покидая области и страны. Поэтому мы стараемся создать самую благоприятную «экосреду», работаем над формированием мощного IT-кластера.
Сергей МОРОЗОВ выделил основные задачи для государства и гражданского общества в сфере развития информационного общества и заявил о необходимом ускорении интеграции всех электронных сервисов и информационных систем, которые существуют у различных ведомств и регионов.
По мнению губернатора, в систему открытых данных должны вовлекаться частные компании, бизнес и некоммерческие организации. Особенно это касается социально чувствительных сфер ЖКХ, транспорта, здравоохранения, и тех структур, которые работают с государственными заказами, грантами, сертификатами. Непрозрачность частного сектора очень сильно влияет на низкую эффективность бюджетных расходов, на рост тарифов, а также поощряет коррупционные проявления. Сейчас органы власти гораздо прозрачнее, чем частный сектор, считает докладчик.
Особое внимание губернатор Ульяновской области уделил вопросам решения проблем цифрового неравенства. В Ульяновской области с самого начала использовалась возможность доступа к порталу госуслуг из почтовых отделений, расположенных по всей области. Мы также одними из первых развернули проект РАРИО «Тимуровцы информационного общества» по обучению старшего поколения использованию компьютера и сети. Обучением занимаются у нас школьники и студенты, что позволяет снимать и межпоколенческие барьеры. Как результат – наш регион имеет относительно высокую степень проникновения интернета, большую долю граждан пользующихся услугами в электронном виде.
В заключение своего выступления, губернатор Ульяновской области заявил о необходимости вести на федеральном уровне пропаганду уникальных возможностей электронной демократии для населения, о новых сервисах электронного государства, открытого правительства. В тоже время на переходный период все госуслуги и возможности политического участия граждан в работе власти, безусловно, должны быть равнодоступны как с использованием, так и без использования сети Интернет.
Председатель пленарного заседания и ведущий Конгресса Александр АЙГИСТОВ высоко оценил деятельность и достижения губернатора Ульяновской области Сергея МОРОЗОВА и вручил ему почетную награду Российского Агентства развития информационного общества «РАРИО» за большой личный вклад в развитие информационного общества и электронной демократии в Российской Федерации.
Представляя докладчиков, Александр АЙГИСТОВ подчеркнул, что, несмотря на существующие недостатки в развитии информационного общества, также имеются отдельные локальные прорывы и продвижения. Ими, безусловно, можно гордиться, как в случае Ульяновской области, так и других: Тюменской, Липецкой, Омской, Нижегородской, Новосибирской областей, Республик Саха (Якутия) и Башкортостан, ХМАО-Югры, Приморского, Красноярского и Алтайского краев, Ненецкого автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга, других регионов и отдельных городов. Эти успехи можно разглядеть не только на региональном, но и на муниципальном уровне. В том числе, при оказании услуг в электронном виде, реализации сервисов электронной демократии, обучении населения информационной грамотности и интернет-коммуникациям, привлечении граждан к активной жизни в электронном пространстве в целом.
Поддерживая слова Александра АЙГИСТОВА о необходимости широкой общественной дискуссии, в первую очередь по вопросу реализации Государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)», президент Российской ассоциации по связям с общественностью Станислав НАУМОВ обратил внимание на то, что представителям власти нужно смелее идти туда, где их не понимают, критикуют, и, даже, может быть, уже «не полюбят никогда». Но только так может произойти конструктивный общественный диалог.
Докладчик особо заострил внимание на необходимости выработки профессиональных стандартов в сфере связей с общественностью на фоне бурного развития информационных технологий. По его мнению, необходимо найти ответы на вопросы, как именно будут проходить изменения системы госуправления, а также целых отраслей экономики в связи с широким привлечением некоммерческих организаций, бизнеса и граждан к использованию механизмов электронной демократии на всех уровнях. И участники Конгресса должны выработать критерии таких профессиональных стандартов.
По мнению общественного деятеля, государство избыточно «напугано» динамичным развитием информационных технологий в общественно-политической жизни, но не стоит торопиться с попытками зарегулировать эту сферу «на всякий случай», чтобы ничего не произошло. Это – все-таки живая среда обитания человека, в которой происходят эффективные коммуникации. И здесь важно не забывать, что электронная демократия – это не только воля большинства, каких-то определенных групп населения. Самое главное – это возможность каждого отдельного гражданина заявить о своей позиции, конструктивно ее изложить и донести, получить своевременную обратную связь и увидеть в ближайшем будущем соответствующие изменения.
Начальник отдела электронного правительства Департамента информационных технологий и связи Правительства РФ Сергей СЕДОЙКИН поблагодарил Российское Агентство развития информационного общества «РАРИО» за организацию мероприятий в сфере информационного и гражданского общества и отметил важность общественной дискуссии для принятия решений на уровне Правительства РФ.
В своем выступлении Сергей СЕДОЙКИН напомнил о том, что в рамках реализации Указов Президента РФ от 7 мая 2012 года Правительство выработало комплекс мер по обеспечению участия общественности в рассмотрении документов, готовящихся для их подписания на федеральном уровне. Выступающий обратил внимание, что регламент Правительства РФ не позволяет на сегодняшний день принять документ к рассмотрению, если он не прошел общественное обсуждение. Правительством РФ утверждены правила раскрытия федеральными органами власти информации о порядке подготовки и общественного обсуждения нормативно-правовых актов, а также разработан Единый портал для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения (regulation.gov.ru).
Прежде чем представить документ в Правительство РФ, любой федеральный орган власти обязан провести общественное обсуждение документа, сообщил Сергей СЕДОЙКИН. Проект документа не может рассматриваться менее 15 дней, а наиболее важные документы, которые имеют статус проектов федеральных законов, государственных программ и т.п. – должны рассматриваться не менее 60 дней. Позже ведомство должно проанализировать соответствующие предложения и разместить ответную реакцию. По итогам обсуждения оно может принять решение о полном прекращении этой работы, если документ вызвал аргументированную отрицательную реакцию.
В сентябре 2012 года был принят перечень правовых актов, регламентирующих работу общественных советов при федеральных министерствах и ведомствах. В соответствии с этими документами, общественные советы должны быть сформированы и активно действовать при всех без исключения федеральных органах власти.
Также существует порядок рассмотрения на информационных ресурсах целесообразности осуществления крупных бюджетных расходов, превышающих сумму 1 млрд рублей, общественные обсуждения проводятся на Едином портале государственных и муниципальных закупок (zakupki.gov.ru).
Выступающий напомнил, что в 2013 году государством был сделан большой шаг в сфере электронной демократии – по инициативе Президента РФ был принят соответствующий указ, регламентирующий работу ресурса «Российская общественная инициатива». Согласно этому документу, любой гражданин РФ может подать предложение в Правительство РФ. Инициатива, набравшая более 100 000 подписей на РОИ, обязательна для рассмотрения в Правительстве РФ.
В заключение, Сергей СЕДОЙКИН обратил внимание на то, что разработанные ресурсы необходимо постоянно совершенствовать и призвал участников Конгресса представить соответствующие предложения.
Президент Фонда содействия развитию технологий и инфраструктуры сети Интернет, генеральный директор компании RU-CENTER Александр ПАНОВ рассказал участникам Конгресса об успехах России в сфере развития географических и культурно-лингвистических доменов первого и второго уровней. Выступающий сообщил, что совсем скоро пользователи российского сегмента сети Интернет смогут перейти на кириллические адреса электронной почты, а также рассказал о новых российских доменах первого и второго уровней «.МОСКВА», «.ДЕТИ», «.ОНЛАЙН», а также «.krim.ru», «krym.ru» и др.
Директор Центра технологий электронного правительства НИУ ИТМО (г. Санкт-Петербург) Андрей ЧУГУНОВ в своем выступлении уделил внимание вопросу общественного мониторинга электронных процедур голосования. По его мнению, любая система не может полностью защититься только с помощью Единой системы идентификации и аутентификации. Сейчас можно купить регистрацию, «накрутить» голоса, пользуясь политической неосведомленностью социально незащищенных категорий граждан, есть даже специальные видеоролики в интернете, в которых рассказывается о том, как это сделать.
Докладчик рассказал о проекте общественного мониторинга процедур голосования на сайте Российской общественной инициативы, в соответствии с которым любой желающий эксперт сможет получить доступ к аналитике по голосованиям для проведения исследований. Директор Центра технологий электронного правительства НИУ ИТМО выразил надежду, что на IV Федеральном конгрессе по электронной демократии будет представлена уникальная аналитика, которая, как он надеется, сможет в будущем предотвратить возможные нарушения при проведении электронных процедур голосования.
Однако секретарь Общественной палаты Сергиево-Посадского района Московской области, кандидат в члены Общественной палаты РФ Вячеслав ЛЕОНТЬЕВ выступил оппонентом Андрею ЧУГУНОВУ, подчеркнув, что подобные исследования нужно проводить сначала, а уж потом запускать интернет-голосование, как в случае с выборами членов ОП РФ.
Во-первых, продолжил Вячеслав ЛЕОНТЬЕВ, зафиксировано большое количество манипуляций – об этом уже открыто пишут в сети Интернет. Определенные политические группы получают «команды» для лоббирования своих кандидатов и используют доверчивость представителей старшего поколения. Во-вторых, появились даже определенные ставки, по которым покупаются голоса.
Также, по мнению общественника, наряду с электронными процедурами голосования, необходимо было предусмотреть и обычное «бумажное» голосование, т.к. далеко не везде интернет, а если есть, то не всегда хорошо работает. Не у всех есть электронная подпись, не говоря уже о том, что далеко не каждый желающий проголосовать гражданин умеет пользоваться этой подписью.
Развивая мысль предыдущих докладчиков, руководитель РАРИО Александр АЙГИСТОВ заметил, что сегодня все еще отсутствуют эффективные инструменты пропаганды преимуществ использования населением информационного пространства, в особенности механизмов электронной демократии. А без массового информирования граждан о широких возможностях механизмов электронной демократии невозможно сформировать среду доверия к этим инновациям.
Нельзя при этом забывать, продолжил общественный деятель, и об электронных атаках, об уже начавшихся массовых информационных вбросах при осуществлении процедур электронной демократии, когда обсуждаются несуществующие проблемы, происходит массовый спам, возможна враждебная пропаганда и подключение для этих целей роботов, которые могут ссорить участников дискуссии, даже менять их точку зрения. В целях безопасности, отметил Александр АЙГИСТОВ, нужно ускорить разработку отечественных методик для защиты при подобных атаках.
Директор Института электронного государства Сергей ЮРКЕВИЧ в своем докладе отметил особую важность эффективных микрогосуслуг на местном (муниципальном) уровне. По мнению докладчика, Великобритания, Франция, Германия и другие ведущие страны ставят развитие электронного муниципалитета на первое место, что нельзя сказать сегодня о России. Сергей ЮРКЕВИЧ напомнил, что такие же задачи ставил перед исполнителями проекта и Президент России Владимир ПУТИН в своей предвыборной статье 2012 года «Демократия и качество государства». По словам спикера, развитие электронной демократии на местах станет возможным только после предоставления широкому слою населения на местном уровне действительно нужных именно для этого муниципального образования государственных и муниципальных услуг. При этом список услуг может быть ограничен, но важно, чтобы они реально работали, а не были только декларированы.
Завершая выступление, директор Института электронного государства анонсировал проведение при поддержке РАРИО первого семинара-конференции «Электронный регион и муниципалитет для Крыма и Севастополя» (sevconf.ru) который пройдет 26-27 июня 2014 года в Севастополе.
Руководитель Экспертного центра электронного государства Павел ХИЛОВ напомнил участникам Конгресса о том, что Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации действует до 2015 года, и хорошо бы было подвести ее предварительные итоги уже в этом году.
Павел ХИЛОВ также презентовал новый проект Центра (портальное решение, расположенное по адресу: d-russia.ru/askfederals), который позволяет информатизаторам из разных субъектов РФ обмениваться опытом по вопросам создания и развития элементов электронного правительства между федеральным, региональным и муниципальным уровнями. В рамках данного проекта можно задать вопрос и оперативно получить на него ответ от представителей Минэкономразвития РФ, Минздрава РФ, Росреестра и др.
Руководитель РАРИО Александр АЙГИСТОВ дал высокую оценку представленному проекту, назвал его своевременным, т.к. до 80 % вопросов, связанных с региональной и муниципальной информатизацией, адресованных федеральным органам власти, типичные.
О развитии информационного общества и региональных системах электронной демократии рассказали на Конгрессе руководитель Департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области Анатолий ДЮБАНОВ, министр информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области Сергей КУЧИН, мэр города Якутска Айсен НИКОЛАЕВ, начальник управления информационных технологий и связи Алтайского края Евгений ПОЗДЕРИН, полномочный представитель РАРИО в Омской области Ольга КРЫММ, старший научный сотрудник Института экономики Карельского научного центра РАН Михаил СУХАРЕВ, президент Новосибирской АНО «ГОСЗАКАЗ» Николай БАЛЫБИН, полномочный представитель РАРИО в Алтайском крае Татьяна БАСАРГИНА и др.
В частности, мэр города Якутска Айсен НИКОЛАЕВ заострил внимание на трех основных проблемах, которые ему, как политику и управленцу, удается решать с помощью краудсорсинга.
Первое, на взгляд докладчика, чего удается добиться, применяя инструменты электронной демократии, это – сократить бюрократические процедуры и отладить максимально эффективное взаимодействие между органами власти в рамках обращений граждан. Для граждан – это удобный инструмент, а для города – это, безусловно, снижение негативного отношения к власти. Наш срок ответа по основным обращениям составляет 3 дня, заявил мэр Якутска. Такого срока удалось достичь благодаря автоматической маршрутизации: проблема, которая поступает на портал электронной демократии, автоматически попадает в соответствующую инстанцию конкретному ответственному лицу. У горожан появился стимул общаться с властью, им больше не нужно ждать долгих ответов по большому пулу важных вопросов.
Однако горожане стали обращаться на сайт и по вопросам, выходящим за пределы компетенции городских властей. По правилам модерации и маршрутизации эти обращения должны быть отклонены! Но в таком случае, пытаясь решать одни проблемы, мы создаем другие: по большому счету, человека не интересует – какому уровню власти адресовать свой запрос и от кого ждать решения своей проблемы. Получается, что отклонив заявку по формальным причинам, мы не оправдываем ожиданий гражданина в целом от власти. А если мы будем направлять ее через отделы обращения граждан, то теряем наш основной принцип работы –оперативное решение проблем.
Поэтому, сообщил Айсен НИКОЛАЕВ, совместно с органами республиканской власти мы сейчас работаем над тем, чтобы выстроить новую систему взаимодействия в рамках обращений жителей на сервис «Мониторинг проблем» портала One click Yakutsk, найти удобные формы коммуникаций в рамках законодательства.
Когда мы только начинали работу с данным сервисом, у некоторых муниципальных служащих было определенное непонимание и даже сопротивление. Но уже сейчас 60-70% обращений исполнены, из 2000 проблем опубликованных – 1250 решено, 551 в процессе решения. Благодаря такому простому способу нам удалось значительно повысить уровень доверия граждан к власти, люди стали довольны, отметил в заключение мэр Якутска Айсен НИКОЛАЕВ.
Развивая мысль Айсена НИКОЛАЕВА, руководитель РАРИО Александр АЙГИСТОВ подчеркнул, что электронное правительство и сервисы электронной демократии сильны тогда, когда каждый гражданин страны обладает равными возможностями, независимо от места своего проживания, нахождения, или числа ведомств, участвующих в выполнении услуги. К сожалению, далеко не все субъекты федерации используют в своей работе такие сервисы, о которых рассказал мэр.
Кроме того, в стране все еще отсутствуют эффективные инструменты пропаганды преимуществ использования населением информационного пространства, в особенности механизмов электронной демократии. А без массового информирования граждан о широких возможностях механизмов электронной демократии невозможно сформировать среду доверия к этим инновациям.
Александр АЙГИСТОВ также отметил, что уже необратимо изменилась вся информационная среда, в которой электронное правительство составляет лишь отдельную часть, а электронная демократия и открытые данные выделились в самостоятельные информационные области. Опираясь на общественные инициативы, нужно выстроить такую государственную политику, направленную на привлечение граждан к активной жизни в электронном пространстве, которая бы обеспечила новый качественный уровень взаимодействия власти и общества.
Тему общественной безопасности в условиях информационного общества продолжил руководитель Аналитической ассоциации Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Игорь ПАНАРИН, который передал приветственное послание участникам Конгресса от генерального секретаря ОДКБ Николая БОРДЮЖИ.
Докладчик отметил, что в этом году ОДКБ совершила определенный рывок. Созданы войска ОДКБ, которые включают в себя три операции постоянного действия: операция «Канал» (противодействие распространению наркотиков), операция «Нелегал» (противодействие незаконной миграции граждан третьих стран), а также операция «Прокси», в рамках которой осуществляется противодействие преступлениям в информационной среде, координируются действия соответствующих органов в ликвидации чрезвычайных киберситуаций.
Игорь ПАНАРИН также напомнил, что организатор Конгресса – Российское Агентство развития информационного общества «РАРИО» также является постоянным членом Аналитической ассоциации ОДКБ, в которую входят 30 общественных и аналитических структур всех стран-участников ОДКБ, и поблагодарил РАРИО за активную работу по выработке предупредительных мер противодействия внешнему вмешательству и цветным революциям в условиях глобальной информатизации.
Помимо тех угроз, которые проявляются в военной сфере, существуют, конечно, и серьезные угрозы в информационной среде. Прошедшие годы продемонстрировали всю опасность технологий «цветных революций», применяемых в т.ч. посредством сети Интернет. Мы с вами наблюдали государственные перевороты, сделанные с использованием информационных технологий, начиная от Ливии и заканчивая Украиной. ОДКБ не может оставаться безучастной по отношению к этим угрозам, совместно с РАРИО и дальше будет инициировать специальные мероприятия, направленные на обеспечение безопасности России и стран ОДКБ, заявил Игорь ПАНАРИН.
Подводя итог пленарного заседания, председатель оргкомитета Конгресса, руководитель РАРИО Александр АЙГИСТОВ подчеркнул, что электронное государство нового поколения – это великое благо. Оно предполагает существенное повышение социальной активности общества по всем направлениям деятельности власти. И сейчас пришло время сосредоточить внимание на социальных аспектах внедрения государственных электронных сервисов, а также на способность государства максимально эффективно и быстро оказывать гражданам нужные им услуги, внедрять новые сервисы электронной демократии, вести деятельность по их популяризации, быстрее обучать население информационной грамотности и интернет-коммуникациям, комплексно реагировать на изменения социально-политической ситуации в стране.
В пленарном заседании также приняли участие советник Управления Президента РФ по применению информационных технологий и развитию электронной демократии (Администрация Президента РФ) Алексей БУНЬКОВ, директор Департамента проектов по информатизации Министерства связи и массовых коммуникаций РФ Андрей ЧЕРНЕНКО, руководитель Исследовательской группы «ЦИРКОН» Игорь ЗАДОРИН, председатель правления Союза защитников информации Александр БРАЖНИКОВ, генеральный директор компании «ИнфоВотч» Наталья КАСПЕРСКАЯ, заместитель председателя Правительства Ульяновской области Светлана ОПЕНЫШЕВА, начальник Управления информатизации Пензенской области Александр АНТОНОВ, заместитель председателя правления Общественного движения «Молодые юристы России» Иван РЕЗНИКОВ, директор по работе с корпоративными заказчиками компании Prestigio Сергей ЗЕЛЕНИН и др.
В рамках пленарного заседания были вручены дипломы Российского Агентства развития информационного общества «РАРИО» за большой вклад в развитие информационного общества и электронной демократии в Российской Федерации. Награды получили:
— Губернатор Ульяновской области Сергей МОРОЗОВ
— Президент Российской ассоциации по связям с общественностью Станислав НАУМОВ
— Мэр Якутска Айсен НИКОЛАЕВ
— Директор Института электронного государства Сергей ЮРКЕВИЧ
В этот же день состоялись пленарные дискуссии по направлениям: «Высокотехнологичный PR для политиков. Или… как информационные технологии делают репутацию сильнее власти, а открытость безопаснее приватности» (ведущий — исполнительный директор Группы компаний «Гуров и партнеры», председатель комитета по инфокоммуникациям Российской ассоциации по связям с общественностью Илья САДОВСКИЙ) и «Власть и гражданское общество в цифровую эпоху. Механизмы противодействия внешнему вмешательству и предотвращения «цветных революций» в условиях глобальной информатизации» (Ведущий – вице-президент Фонда европейского наследия в изучении когнитивных систем, председатель совета Ассоциации политических экспертов и консультантов Алексей КУЗЬМИН).

Почетным гостем второго дня работы Конгресса стал депутат Государственной Думы ФС РФ, член Комитета ГД ФС РФ по обороне Владимир ЖИРИНОВСКИЙ.
Депутат заявил, что будущее России в XXI веке тесно связано с информационным обществом. Вот, к примеру, представители некоторых партий предлагают срочно строить заводы и фабрики, якобы так они решат проблему безработицы, продолжил депутат. Да, можно построить заводы и выпускать товары, но куда пойдет продукция? Разве так легко найти потребителя, к тому же именно на эти товары этого нового завода, построенного скорее всего без опыта и традиций. Разве мы сможем быстро обеспечить высокое качество товара и предложить цену ниже, чем у зарубежных аналогов? А я уверен, что начинать нужно именно с информационных технологий и инноваций в этой сфере. Вот чем сильна Россия – своим интеллектуальным продуктом!
Также политик рассказал участникам мероприятия о том, что еще 15 лет назад в Государственную Думу ФС РФ вносился проект закона об электронных деньгах, но он тогда не прошел. А сейчас мы спешно разрабатываем собственную платежную систему. Так вот, если бы мы еще тогда перешли к электронным деньгам, во всяком случае это точно было бы связано с собственной платежной системой, сегодня бы таких трудностей с нашими западными коллегами не возникло.
Одна из целей электронной демократии, подчеркнул Владимир ЖИРИНОВСКИЙ, максимально оперативно и честно выявить талантливых людей на всех уровнях, определить тех, кто лучше будет управлять делами общества от муниципалитета до самого верха.
Другие возможности электронной демократии предоставляют каждому гражданину право оперативно излагать свое мнение широкой общественности, т.е. стать блоггером. Многие блоггеры сегодня имеют планшеты, смартфоны, через 2-3 минуты их новость появляется в сети, обмануть и скрыть что-то от широкой общественности уже невозможно.
Также выступающий обратил внимание на проблему межведомственного взаимодействия при оказании государственных и муниципальных услуг в электронном виде, подчеркнув, что необходимо начать разбираться с Минкомсвязью РФ, а также с Ростелекомом, почему количество госуслуг, оказываемых в электронном виде, сокращается.
Контроль качества государственных услуг должен осуществляться снизу и с детсадовского возраста, утверждает Владимир ЖИРИНОВСКИЙ. Дети быстро осваивают информационные технологии, лихо пользуются смартфонами и планшетами, вот их и надо научить, чтоб они сами с детства могли жаловаться на то, что у них не хватает масла в каше и вафли не дают на полдник! Причем, одной кнопкой. То же самое и в домах престарелых, если ветеранов попытаются обмануть, они должны иметь возможность наказать обманщика, пользуясь сервисами электронной демократии. Но для этого их нужно обучить новейшим информационным технологиям и государственным сервисам!
В заключение своего выступления, Владимир ЖИРИНОВСКИЙ ответил на вопросы делегатов Конгресса, а также поблагодарил Российское Агентство развития информационного общества «РАРИО» за большую работу по популяризации информационных технологий в России и организацию III Федерального конгресса по электронной демократии.
Затем состоялось расширенное заседание Временной комиссии по развитию информационного общества Совета Федерации ФС РФ, которое провела председатель Комиссии, член Совета Федерации ФС РФ Людмила БОКОВА.
Участники заседания рассмотрели вопросы, связанные с выполнением п. 1 «в» Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», а также ходом реализации Государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)» в части привлечения граждан к активному использованию механизма получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде, проанализировали выполнение Указа Президента РФ от 4 марта 2013 года №183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием Интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» и предложили меры поддержки отечественной IT-отрасли в контексте обеспечения цифрового суверенитета и технологической независимости России.
Для вступительного доклада слово было предоставлено руководителю Российского Агентства развития информационного общества «РАРИО», председателю президиума Общероссийского совета некоммерческих организаций Александру АЙГИСТОВУ, который обобщил проблематику первого дня Конгресса.
Александр АЙГИСТОВ в частности отметил, что в рамках Конгресса обсуждалось несколько важнейших аспектов текущего положения развития информационного общества и электронной демократии. В их числе – основополагающие требования демократии при реализации процессов и систем электронного участия и обострившиеся вопросы «цифровой» независимости России и информационной безопасности самых разных сторон жизни в складывающихся политических условиях (от военной безопасности до безопасности бизнеса и национальной культуры). Также был рассмотрен опыт измерения мнений и объективных потребностей граждан в условиях информационного общества, анализ рисков при развитии систем информационного общества (например, в части рисков манипулирования людьми посредством использования электронных информационных каналов и площадок разных типов).
Александр АЙГИСТОВ сообщил, что разностороннее обсуждение в рамках Конгресса позволило выявить важные ограничения и опасные неравномерности при развитии информационного общества в России. В частности, отмечалось большое внимание к невыполненным задачам вчерашнего дня при недостаточном внимании к «образу будущего» и стратегии развития информационного общества в целом. Сохраняется перекос в рассмотрении целей и задач информационного общества в сторону развития программных и аппаратных технологий, продуктов и систем, в противовес комплексному подходу и, в первую очередь, его важнейшим гуманитарным компонентам.
Участники Конгресса указали на то на то, что требуется перейти от технократического или иного узкого подхода к проблематике информационного общества к гуманитарному, включая потребности граждан и организаций. В связи с этим предложено параллельно с ликвидацией незавершенности в ранее запланированных услугах и системах и с реализацией неотложных задач по обеспечению «цифровой независимости» перейти к принципиально иной нацеленности работ по развитию информационного общества, а именно, к формированию комплексной, интегрированной информационной и материальной среды обитания человека, сказал в заключение Александр АЙГИСТОВ.
Затем состоялось выступление председателя Временной комиссии Совета Федерации ФС РФ Людмилы БОКОВОЙ, которое было связано с вопросами кибербезопасности и защиты детей от негативного контента.
Выступающая обратила внимание на развитие культуры безопасного поведения в информационной среде, напомнила о необходимости контент-фильтрации в современных школах. Согласно имеющейся статистике, 40% запросов в школьных браузерах не относятся к образовательному процессу, это говорит о том, что государство должно создать новые условия безопасного интернета. Людмила БОКОВА также сообщила, что Временная комиссия по развитию информационного общества Совета Федерации ФС РФ вынесла на рассмотрение проект методических рекомендаций по осуществлению контент-фильтрации в образовательных учреждениях, одним из инновационных аспектов которых является создание и использование единой автоматизированной системы мониторинга.
В своем докладе сенатор коснулась вопросов развития импортозамещения и привела пример, связанный с закупкой антивирусных продуктов госорганами. Анализ сайтов госзакупок показал, что в 30% случаев госорганы заказывали иностранные антивирусы, хотя известно, что отечественные аналоги этих продуктов гораздо качественнее и совершеннее. В связи с этим, мы направили соответствующие запросы в Минкомсвязь РФ и другие федеральные органы власти, сообщила сенатор.
Также Комиссия направила запросы в связи с изменением компанией Google правил использования сервисов, которое позволило компании сканировать личную информацию своих пользователей. Мы считаем, отметила Людмила БОКОВА, что российские законы должны строго соблюдаться иностранными компаниями, работающими на территории страны.
Вопрос о технологической независимости России продолжил вице-губернатор Челябинской области, советник председателя Совета Федерации ФС РФ Руслан ГАТТАРОВ, который констатировал, что ранее крупные зарубежные компании и их представители, оппонируя российским экспертам в сфере информационной безопасности, утверждали, что для них важен клиент, что они – крупные и надежные транснациональные компании. А сейчас эти западные компании отказываются поддерживать ту инфраструктуру, которая сделана на их же решениях. Некоторые интернет-компании, а также российские представительства крупных интернет-гигантов вздрагивают сегодня от звонка из-за рубежа в ожидании того, что от них потребуют отключить их услуги на территории России. Представители американских компаний не имеют права даже разговаривать с теми компаниями, которые попали в санкционный список США.
Только после того, как американские платежные системы (Master-card и Visa) отключили российские банки от обслуживания, мы начали создавать свою национальную платежную систему. А ведь она должна была появиться еще в 2010 году, так давно были даны соответствующие поручения.
Корневые серверы находятся сегодня под юрисдикцией США, а завтра от представителей ICANN могут потребовать отключить российский сегмент сети Интернет, продолжил вице-губернатор Челябинской области. Наша позиция заключается в том, что мировая информационная структура не должна подчиняться одной стране, как это сейчас происходит. Огромное количество разговоров на форумах по управлению интернетом о том, чтобы управление интернетом передать в международную структуру, блокируются США и примкнувшими к ним некоторыми странами Европы. Большинство же государств считает, что это неправильно: место управления интернетом может находится, конечно, и в США, но тогда оно должно располагаться в ООН.
Наша общая задача, задача парламентариев – ставить в ООН, на Парламентской ассамблее Совета Европы и на других площадках, вопрос о необходимости передачи управления интернетом под юрисдикцию международных органов. Это – один из важнейших вопросов интернет безопасности всего мира в целом, заявил Руслан ГАТТАРОВ.
Недавно Правительство РФ начало прорабатывать вопрос о размещении серверов крупных национальных компаний в закрытых городах. По мнению экс-сенатора, в этом есть некий смысл: это закрытая территория, на картах ее нет, при этом существует защита в несколько периметров безопасности. Мы бы могли сделать мировое информационное хранилище в скале одного из закрытых городов России, там расположен завод, а скала выдерживает даже прямое попадание ядерной бомбы, сказал в заключение Руслан ГАТТАРОВ.
Директор Центра компетенций по электронному правительству Владимир ДРОЖЖИНОВ в своем выступлении отметил, что распоряжением Правительства России была утверждена новая редакция государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)», которая закрепляет ежегодные значения показателя доли граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2018 году – не менее 70%. В текущем 2014 году требуется обеспечить достижение показателя на уровне 35%.
Но по данным Росстата, который впервые в минувшем 2013 году провел данное исследование, среднее значение показателя по России составило 10,7%, а в отчете же Минкомсвязи РФ за 2013 год фигурирует другая цифра — 30,8%. Так каким цифрам можно верить, задает вопрос Владимир ДРОЖЖИНОВ.
Теперь по поводу Российской общественной инициативы, продолжил свое выступление докладчик. Основным упреком в адрес РОИ является невозможность контролирования честности подсчета голосов. На форуме oroi.ru рассмотрено решение: чтобы обеспечить неоспоримую честность голосования на сайте РОИ нужно под каждой инициативой публиковать упорядоченный список поданных голосов. Российская общественная инициатива согласилась с необходимостью публикации списка голосов, но на данный момент этот вопрос не решен, обратил внимание эксперт.
Также, по мнению директора Центра компетенций электронного правительства, РОИ критиковалась за так называемое «блокирующее спойлерство»: когда вместо значимой петиции весомой политической фигуры может публиковаться инициатива-спойлер, а изначальная петиция отклоняется, как дублирующая. В ответ на эту критику РОИ внесла изменения в свою работу, и теперь инициативы рассматриваются строго в порядке поступления.
Также докладчик посетовал, что если даже инициатива собрала нужные 100 тысяч голосов, то это абсолютно не гарантирует, что она пройдет чтения в Государственной Думе ФС РФ, и депутаты согласятся оформить ее в качестве закона. В связи со сложной структурой законодательного процесса в России у властей имеется широкий простор для маневра, включая отклонение одной из инстанций, либо столь существенная правка изначального предложения, что оно может стать вообще не узнаваемым.
Председатель правления Ассоциации руководителей служб информационной безопасности Виктор МИНИН в своем выступлении обратил внимание на необходимость формирования культуры использования ИКТ и доступность электронных сервисов, в том числе государственных услуг. Даже при наличии интернета и электронного устройства важным аспектом является умение и желание этим пользоваться. Поэтому первостепенным фактором повышения интереса к этим сервисам становится повышение осведомленности о преимуществах использования ИКТ в повседневной жизни, обучение и формирование личной «кибергигиены» гражданина.
Президент Фонда ФОСТАС Евгений ЗИНДЕР, обобщая сказанное предыдущими докладчиками, заявил, что цифровая независимость страны невозможна без развития независимости мышления и самостоятельности в разработках на разных уровнях, в частности в самостоятельном понимании целей и способов развития электронного правительства, привязанных к особенностям и приоритетам регионов, городов и отдельных групп граждан. Цифровая независимость связана с развитием самостоятельности конструкторского мышления, идей, проектов инженеров, архитекторов не только отдельных систем, но и целых территорий, иных участков информационного общества.
Требуется адаптация идей, разработанных в мировой практике, и порождение собственных перспективных направлений информационного общества, собственного контекста их включения в реальную жизнь людей.
По мнению докладчика, сегодня необходим переход к целостному пониманию, оценке и проектированию комплексной среды обитания человека. То есть, к проектированию и реализации интегрированной информационной и материальной среды обитания – образовательной, рабочей и бытовой. Необходимо введение в стране не технократической роли «главных архитекторов по ИТ», а полноценной роли «архитекторов информационного общества» с использованием передового опыта и роли классических архитекторов в строительстве городов и развитии территорий.
В заседании Временной комиссии по развитию информационного общества Совета Федерации ФС РФ также приняли участие начальник отдела электронного правительства Департамента информационных технологий и связи Правительства РФ Сергей СЕДОЙКИН, секретарь Временной комиссии Совета Федерации ФС РФ по развитию информационного общества Александр ШЕПИЛОВ, министр информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области Сергей КУЧИН, исполнительный директор Ассоциации разработчиков программных продуктов Евгения ВАСИЛЕНКО, представитель сообщества ReactOS Марат КАРАТОВ, генеральный директор ООО «Долфинс АйТи» Иван САЗАНСКИЙ, и.о. начальника Департамента развития информационного общества Администрации Томской области Елена ЦИПОРИНА, начальник Управления информатизации Пензенской области Александр АНТОНОВ, старший научный сотрудник Института экономики Карельского научного центра РАН Михаил СУХАРЕВ, советник вице-губернатора Самарской области Владимир ВИТТИХ, исполнительный директор Общественного совета информационного развития «Росинформразвитие» Анатолий ГАНИН, член Союза писателей РФ Сергей ТАРАТУТА и др.
В заключение заседания Комиссии были вручены дипломы Российского Агентства развития информационного общества «РАРИО» за большой вклад в развитие информационного общества и электронной демократии в Российской Федерации и в федеральных округах РФ. Награды получили:
— Вице-губернатор Челябинской области, советник председателя Совета Федерации ФС РФ Руслан ГАТТАРОВ
— Председатель правления Ассоциации руководителей служб информационной безопасности Виктор МИНИН
— Президент Ассоциации обучающих центров (г. Барнаул) Татьяна БАСАРГИНА
— Со-председатель Союза деловых и активных женщин (г. Омск) Ольга КРЫММ
После перерыва начали свою работу потоковые круглые столы, семинары и мастер-классы по следующим направлениям:
— Обучающий семинар «Краудфандинг и краудинвестинг. Коллективные инвестиции как инструмент привлечения средств для реализации общественно-значимых и бизнес-проектов». Ведущие – основатель и генеральный директор Краудфандинговой платформы Boomstarter Руслан ТУГУШЕВ и Евгений ГАВРИЛИН.

— Панельная дискуссия «Соблюдение демократических принципов в государственно-частном партнерстве и при проведении госзакупок. Контрактная система и противодействие коррупции». Ведущий – заведующий кафедрой государственных и корпоративных закупок Института дополнительного профессионального образования «Госзаказ» Дмитрий ПОПОВ.

— Тренинг для органов власти «Эффективные коммуникации и Compliance Management при взаимодействии с гражданами и общественными структурами. Возможности электронной демократии и сервисов информационного общества». Ведущая – советник руководителя РАРИО по организационным коммуникациям, сертифицированный специалист по менеджменту соответствия (Швейцария) Вероника ЯРНЫХ.

— Обучающий семинар «Корпоративное руководство ИТ как основа эффективного использовании информационных технологий. Чего хочет бизнес от ИТ и как на это смотрит COBIT». Ведущий – директор по IT Governance/COBIT Московского отделения ISACA Виктор ГОЛУБЕВ.

Напомним, что III Федеральный конгресс по электронной демократии прошел при участии Государственной Думы ФС РФ, Совета Федерации ФС РФ, Аппарата Правительства РФ, администраций (правительств) и общественных палат субъектов РФ, крупнейших некоммерческих структур.
Конгресс поддержали: Лаборатория Касперского, НП «Союз защитников информации», PR-агентство «Гуров и партнеры», Ассоциация руководителей служб информационной безопасности, Региональный сетевой информационный центр RU-CENTER, Исследовательская группа «ЦИРКОН», Компании: Prestigio, Dolphins, «Царский пряник», Торговый дом «РИКО» и др.
Информационное обеспечение Конгресса: Издание CNews, Российская газета, Парламентская газета, портал «Краудсорсинг.ру», Газета «Народная инициатива», РБК ТВ, PC Week и др.